Кылосова Татьяна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимушка-зима» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее сезонных изменениях.
2. Усовершенствовать грамматический строй речи, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
4. Развить зрительное внимание и восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Зимушка-зима“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: картинки с изображениями зимы, зимних месяцев, мяч, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
Ход НОД
Организационный момент
Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, если отгадаете загадку.
Педагог читает загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит, к нам пришла. (Зима)
Педагог выставляет детям картинку с изображением Зимы (например, девушка – зима) и проводит беседу «Что мы знаем о зиме?».
Педагог: Ребята, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме? Кто знает, сколько месяцев длится зима? (Три). Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль).
Педагог: Как изменилась природа с приходом зимы? Как изменилась погода?
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что зимой необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов, покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень внимательными и аккуратными. Ни в коем случае нельзя выходить на лед без присмотра взрослых! (Почему)
Педагог: А сейчас настало время поиграть.
Игра «Назови ласково» с мячом.
Педагог: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково: снег - снежок, мороз - морозец, дерево - деревце, ветер - ветерок, горка - горочка, лед - ледок, холод - холодок, зима - зимушка, санки - саночки.
Упражнение «Снежинки».
Педагог: Пока мы с вами играли, на улице пошел снег и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?
Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Педагог. Давайте подуем на наши снежинки и пусть они закружатся. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3–5 раз.
Дидактическая игра «Подбери слова».
Педагог: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится…
Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) - вьется, бушует, воет, метет…
Дети (что делают) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Физкультминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать (Топают ногами)
И ладошками похлопать. (Хлопают в ладоши)
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают
хватательные движения, словно ловят снежинки)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания - руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места)
Упражнение «Где это бывает?».
Педагог выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающей зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога «на».
Педагог: Посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Зима (какая) - холодная, снежная, морозная, …
Снег (какой) - белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…
День (какой) - морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…
Ночь (какая) - длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…
Лед (какой) - холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…
Сосулька (какая) - холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…
Рефлексия.
- О чем мы говорили сегодня на занятии?
- В какие игры играли?
- Что вам больше всего понравилось?