Оксана Евдокименко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим ФЦКМ (природное окружение) в средней группе «Весна в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности:Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель:формирование реалистических представлений детей о жизни лесных животных в весенний период.
Задачи:совершенствовать представления детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (в весеннем лесу светло, становится теплее, снег тает, образуется много воды, начинают набухать почки, звери выводят потомство, птицы поют, строят гнёзда). Закреплять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим ФЦКМ (природное окружение) в средней группе „Весна в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Развивать умение вести сезонные наблюдения. Развивать связную речь детей, активизируя словарь детей словами, обозначающими названия животных и их детёнышей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма организации детской деятельности: игровая ситуация
Материалы и оборудование: Ноутбук, фонограмма «Пение птиц»; картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой: «Белки строят гнёзда», «Медведи весной», «Семья ежей»; иллюстрация с изображением зайца; самодельные игрушки: бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы; карточки: правила поведения в лесу, с изображением зверей и их детёнышей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Мотивация.
Воспитатель приглашает детей подойти, читает стихотворение
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
- Ребята, о каком времени года это стихотворение? (О весне)
- А почему вы решили, что стихотворение о весне?
Дети: (Капли падают, звеня – это капель, а капель бывает только весной, весной ночь становятся короче дня, только весной тает снеговая баба, и бегут ручьи, ярче светит солнце, день стал длиннее).
Восп. :- Молодцы ребята! Весной, оживает и просыпается вся природа.
-давайте посмотрим в окно и узнаем какие изменения произошли на улице с приходом весны. Какой сейчас месяц? (апрель) Что происходит в апреле? (снег почти растаял, кое-где на участке снег остался и лежит серыми кучками, на дорожке видна сухая трава, на дороге грязь, вода)
- Ребята, а вы хотели бы прогуляться в лес и узнать какие изменения происходят там? (да)
-Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!
(воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию «прогулки в лес» : просит одеться, взять с собой бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, чтобы издали наблюдать за лесными зверями)
2. Целеполагание детьми.
-Ребята, как вы думаете что мы увидим в весеннем лесу? (снег, много воды, деревья, траву)
-А кого можно встретить? (лису, медведя, зайца, ёжика, птиц)
А вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите. (воспитатель показывает карточки, дети называют правила: В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.) Тогда в путь!
3. Совместная деятельность.
Двигательное упражнение. В путь!
В лес весенний мы шагаем Идут маршевым шагом.
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки Идут топающим шагом.
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке Идут на носках.
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. Бегут на носочках.
В лес весенний прибежали.
В: Вот мы с вами и в лесу! (звучит звукозапись «Голоса птиц»)
В: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!
В: В какой лес мы с вами пришли? (Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный)
Давайте с вами осмотримся, еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
-Дети тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокль вон туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте притаимся – присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шёпотом говорите мне, какие там медведи и что они делают. Правильно, там медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! В берлоге у медведицы родились медвежата. Посмотрите и скажите медведица какая? (большая) А медвежата? (маленькие)
-Что же делает медведица мать и что делают медвежата? Медведица трётся спиной о дерево. Она сейчас линяет – старая густая шерсть у неё выпадает. К лету у медведицы вырастает редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у неё чешется, вот она и трётся о дерево.
- Ребята, я знаю в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли и трубы, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! Ребята, я заметила вон под той ёлкой шишки, вполне возможно, что их семенами питались белки. А вот они и сами: обратите внимание какие шубки у белок стали? Они рыжие. А зимой какие у них шубки были? Серые. Как вы думаете почему? Правильно, чтобы быть менее заметной зимой. Что же белки делают весной в лесу? А кто это рядом с белкой? Бельчата.
БЕЛКИ ВЕСНОЙ
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.
Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.
Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
ЗАЙЦЫ ВЕСНОЙ.
- Ой, ребята, что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке. Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (Чаще всего дети решают, что зайцев съели лисы и волки, а шубу есть не стали, и остались от зайчиков «рожки да ножки», то есть только клочки шерсти).
-нет, зайчики целы и невредимы, бегают по лесу. А вот шубку они поменяли с белой на серую!
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях. Почему, заяц меняют свою шубку?
ЕЖИ ВЕСНОЙ.
-Ребята, тише, слышите какой-то шорох вон в тех кустах. Как вы думаете кто это может быть?
Смотрите, да это же ёжик! Что делали ежи зимой? Правильно, они как и медведи всю зиму спали. В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.
Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
- Ребята, прислушайтесь, кто же так красиво поёт в лесу? (птицы)
-А зимой можно было услышать их пение? Почему? (зимой холодно, птицы прилетали поближе к людям)
-Как мы с вами заботились о птицах зимой?
- Все птицы оставались с нами зимовать?
Весной птицы возвращаются домой из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают потомство.
Наша прогулка по весеннему лесу закончилась. Ребята, посмотрите, а что это под деревом лежит? Конверт. (В конверте лежат картинки с изображением животных и их детёнышей)
4. Самостоятельная деятельность.
Дидактическая игра «Кто у кого?».
Дети садятся за столы, раскладывают карточки с изображением животных и их детёнышей. Самостоятельно берут карточку с изображением животного, называют его и находят карточку с его детёнышем, называют его.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Понравилась вам наша прогулка в весенний лес? Что особенно было интересным для вас? О чём вы расскажите родителям дома? Ребята, если вам понравилось наблюдать за жизнью животных, то я размещу вот эти картинки с изображением животных в группе, а вы самостоятельно понаблюдаете за ними и расскажите друг другу.