Елена Кралевская
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Путешествие вишневой косточки по дороге жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе
Разработала Воспитатель: Кралевская Е. В,
Тема: «Путешествие вишневой косточки по дороге жизни»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе „Путешествие вишневой косточки по дороге жизни“» размещена в разделах
- Вишня и черешня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Цель: Формировать экологическую культуру. Расширять представления детей об окружающем мире, при помощи эксперимента дать наглядное представление о необходимой среде, для роста растений. Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли. Активизировать словарный запас детей новыми словами (вспашка, рыхление, почвенные животные, природные ресурсы). Формировать представления о факторах абиотической среды. Конкретизировать представления о том, что растения вырастают из семени. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений с использованием моделей. Обогатить личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями.
Задачи:
-формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
-развивать умение употреблять предлоги, употреблять слова в точном соответствии со смыслом, умение составлять рассказы по схемам превращение высказывания в небольшой рассказ.
-помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-отрабатывать инонациональную выразительность;
-обогащать речь глаголами, определениями, существительными, прилагательными;
-закрепить условия необходимые для роста и развития растений;
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
-воспитывать эмоциональный отклик на происходящее;
-воспитывать бережное отношение к земле, как к нашему богатству;
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций книги Р. Распе Приключения барона Мюнхаузена.
-воспитывать эмоциональный отклик на происходящее;
-воспитывать бережное отношение к земле, как к нашему богатству;
Методика проведения:
Воспитатель: Вы знакомы с приключениями знаменитого барона Мюнхаузена - героя киники Распе, вспомните, как однажды Мюнхаузен встретил в лесу оленя и, чтобы не упустить добычу, выстрелил в него вишневой косточкой. Через некоторое время барону попался в лесу тот же Олень. Между рогами у него зеленело дерево, сплошь усыпанное спелыми вишнями. Жаль только, что чудесного дерева больше никто не видел.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли правдоподобно в рассказе, самого правдивого человека на свете?
Дети: На голове Оленя, не могло появиться дерево. Там нет условий для роста растений.
Воспитатель: Какое первое условие необходимо для роста растений?
Дети: Что бы растение начало расти – нужна «Почва»
-Речевая разминка-
Воспитатель:Почва какая?
Дети:Холодная, теплая, живая, сыпучая, твердая, мягкая, рассыпчатая, черная, мокрая, сырая, сухая, плодородная, водопроницаемая, взрыхленная, удобренная, выветренная.
Воспитатель:Кто живет в почве?
Дети:Жуки навозники, личинки, микроорганизмы, дождевые черви, почвенные животные.
Воспитатель: Что можно делать с почвой?
Дети:пахать, рыхлить, копать, засаживать, поливать, удобрять, бороновать.
Воспитатель:
Закончи предложение:
Посеять (в земллю)
Выкопать из (земли)
Порхает (над землей)
Ползает (под землей)
Воспитатель: Что такое почва?
Дети: Это верхний плодородный слой земли, который питает, кормит растение!
Воспитатель: Из чего состоит почва?
Дети: Почва состоит из частиц песка, глины, пыли и минеральных удобрений.
Воспитатель: Какие существуют почвы?
Дети:
Тундровые почвы – связаны с вечной мерзлотой. На них растут мхи, лишайники, мелкие кустарники. На них пасут оленей.
Лесные почвы – покрыты таежными хвойными лесами. Когда хвоя опадает, она возвращает питательные вещества, взятые из почвы.
Степные почвы – очень плодородные. Освещаемая местность, густонаселенная насекомыми и цветами, обилие различных трав и цветов.
Чернозёмы – это самые богатые почвы. Их плодородие создавалось многие тысячи и сотни тысяч лет. На этой почве растут дубы и липы и др. разные деревья кустарники, любые растения. Эти почвы создают хорошие условия для роста растений.
Воспитатель: Как и кто образовал почву?
Дети: Травы отмирают, их остатки служат пищей почвенным животным, насекомым, микроорганизмам разлагают их и превращают в почву и обогащают почву гумусом. Поэтому имеет черный цвет и определённые свойства.
Воспитатель: Будьте внимательны, мы с вами отправляемся в путешествие по карте жизни растений! А проведут нас по этой дороге помощники, которых я встретила, идя по лесу сегодня утром на работу.
Воспитатель: Какое первое условие необходимо для развития растений?
Дети: Что бы семена попали в почву.
Воспитатель: По условному обозначению определите второе условие для развития растения.
Воспитатель: Подберите схемы попадания влаги в разные виды почв и живыми человечками обозначьте их состав. Объясните, как почва пропускает воду.
Дети:
В песчаной почве вода проходит как через решето, и они быстро высыхают.
В глинистую почву при попадании влаги – слабо пропускает воду – она часто застаивается, почва заболачивается, становится вязкой пластичной.
Почва обладает влагоемкостью, удерживает влагу (водопроницаемостью).
Воспитатель: Посмотрите на мою схему и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: Проверка друг друга. Какой можно сделать вывод?
Дети: Для роста растений необходима влага, а задерживается она лучше всего в черной почве, поэтому она лучше для роста растений.
Путешествие продолжается.
Воспитатель: На следующей остановке нет условного обозначения, но здесь есть конверт. Послушаем звуковое письмо, которое прислал нам наш друг барон Мюнхаузен. Почему одна женщина подарок не получила?
Дети: Растение, которое стояло на окне, поглощало свет, листья были ярко зеленые, в тепле растение быстро росло. А в темном месте листья стояли белые. Растения не могут долго жить без тепла и света. Они болеют и погибают. Поэтому одно из растений барон Мюнхаузен не смог подарить.
Вывод: От света и тепла зависит жизнь любого растения. Солнце греет – это хорошо, но от сильного солнечного тепла растение может высохнуть.
Воспитатель: Солнце греет – это хорошо, растет трава, появляются листья на деревьях. Но солнце бывает и жестоким. От его жгучих лучей высыхают реки и озера, жухнет трава.
Дети с помощью воспитателя, приходят к выводу, солнце должно греть! Что бы все росло. И не должно, когда сильно греет солнце, то растения засыхают.
Игра “Хорошо – плохо”:
Выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов или явлений, не вызывающих у детей стойких ассоциаций. Выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений в целом. Выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений, вызывающих у детей стойкую ассоциацию.
Воспитатель: Когда идет дождь хорошо. Дождь помогает растениям расти.
Дети: И плохо, потому что дождь может быть кислотными, он не только загрязняет озера и реки, но так же губит многих насекомых, а так же может привести к наводнению.
Воспитатель: Дождевые черви хорошо, рыхлят землю. Там, где нет червей, урожаи будут плохие, даже если постоянно вносить удобрения.
Дети: И плохо, потому что есть черви, которые питаются корнем, высасывают из него сок. Лишают растения возможности получать питательные вещества из грунта. Постепенно растения чахнут и погибают.
Путешествие продолжается.
Воспитатель: На этой остановке условное обозначение «микроскоп» - призывает сделать опыт. «В банку с водой аккуратно опустим комочки почвы». Что вы наблюдаете?
Дети: От комочка вверх поднимается прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялись эти пузырьки?
Дети: Из почвы
Воспитатель: Что сделала вода?
Дети: Она проникла внутрь и вытеснила его, он за пузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.
Воспитатель: Что за невидимка спрятался в почве?
Дети: В почве воздух.
Воспитатель: Какие работы проводит человек, что бы насытить почву воздухом?
Дети: Вспашка, рыхление, удаление сорняков
Воспитатель: Кто кроме человека рыхлит почву?
Дети: Почвенные животные (дождевой червь, медведка, крот, личинка муравьиного льва)
Воспитатель: Для чего почву насыщают воздухом?
Дети: Через поры в почве растение получает воздух и влагу.
Воспитатель: На следующей остановке нас ждет пословица. Как вы думаете, почему так говорят? «Клади навоз густо, не будет, в амбаре пусто»
Дети: Это значит, чем богаче почва перегноем, навозом тем она плодороднее, на такой почве высокие урожаи пшеницы, картофеля и др. зерновых культур и овощей. Которые зимой хранят в подвалах, в банках, овощехранилищах и амбарах.
Воспитатель: Эта остановка называется «ПЕРЕГНОЙ».
По картинкам «помощникам» расскажем, как получается перегной?
Дети: Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву и множество микробов – разрушителей, личинок, червей, разрушают останки, превращая в минеральные вещества необходимые растениям, создают хорошие условия для роста. Мы видим, что почва состоит из обломков сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышек мертвого жука.
Воспитатель: Какие свойства имеет почва с перегноем?
Дети: Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проходят воздух, вода и почвенные животные.
Воспитатель: Какая самая лучшая почва?
Дети: Самой лучшей почвой является почва, в которой есть и песок для дыхания, и глинистые частицы для удерживания влаги.
Вывод: Тепло, влага, свет, перегной создают благоприятные условия для роста растений.
Воспитатель: Как можно назвать землю?
Дети: Земля – кормилица, волшебная – кладовая.
Воспитатель: Какие Пословицы и поговорки о земле вы знаете?
Дети:
Землю удобряй, так и получишь урожай;
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит;
Какова земля, таков и хлеб;
Земля – тарелка, что положишь то и возьмешь.
Воспитатель: Человек должен помнить, что нельзя только брать и ничего не отдавать. Что мы должны делать, чтобы не истощать подземные кладовые?
Дети: Нужно, заботится о земле, чтобы почва не истощалась. Прежде всего, изменить потребительское отношение к Почве и окружающему нас миру, чтобы почва не истощилась нужно правильно за ней ухаживать, правильно обрабатывать землю нельзя использовать пестициды нельзя выкидывать мусор, пакеты, жестяные банки и т. п.
Воспитатель: Землю красит солнце, а человека труд! Благодаря своему труду и уму люди научились использовать разные природные богатства, песок, глину, лечебную грезя – все нужно человеку для жизни.
По опорным картинкам составим «Дерево ресурсов».
Опорные картинки.
1. Семена хлопка – пряжа – футболка;
2. Семена яблока – яблоня – плод – сок варенье;
3. Глина – кирпичный дом – посуда – дымковская игрушка;
4. Песок – стекло – посуда – песочные часы;
5. Грязь – капли в нос – грязелечебница.
Вывод: Природные ресурсы — это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности.
Воспитатель: Для чего мы изучаем почву?
Дети: Что бы сберечь от разрушений и сохранить для бедующих поколений и продлить жизнь на земле!
Поблагодарим вишневую косточку, которая провела нас по дороге жизни растений, за увлекательное путешествие.
Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, выяснили что почва, плодородна и нужно относится, бережно к ее богатствам, так как ее кладовые и силы истощаются.