Получи документы

С. Есенин «Береза». Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

ольга ващенко
С. Есенин «Береза». Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с творчеством С. Есенина; учить детей видеть единство содержания стихотворения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму стихотворной речи.

Развивать поэтический слух, умение пользоваться синонимичным богатством языка.

Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, любовь к родной природе.

Материал и оборудование.

Публикация «С, Есенин „Береза“, Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», картины И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»; запись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; «Времена года» Вивальди.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, я сегодня утром пришла в группу и увидела на столе листочки (показывает детям листья березы). Кто же нам прислал такое письмецо из осени, как вы думаете?

Чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Белоствольная красавица

Встала у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дети. Береза.

Воспитатель. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это береза?

Дети. Белоствольная, сережки.

Воспитатель. А какими еще словами можно сказать о березке?

Дети. Высокая, стройная, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая.

Воспитатель. Так от какого дерева эти листочки?

Дети. Березовые листочки.

Воспитатель. А что можно сказать про эти листочки, какие они?

Дети. Сухие, невзрачные, тусклые.

Воспитатель. А помните, какой красивой была береза в пору золотой осени? Хотите попасть в осень и еще раз полюбоваться красотой осенних деревьев? Тогда представьте, что вы осенние листочки. Листочки могут лететь, а что еще они могут делать?

Дети. Опадать, кружиться, крутиться, порхать, шелестеть, бежать под ветерком.

Воспитатель. Вот подул ветерок, и листочки закружились, полетели (дети выполняют движения). Ветерок все тише, тише, листочки все ниже, ниже. Ветерок утих, и листочки опустились на землю.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель выставляет репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень».

- Что за прелесть эта картина! Помните, как она называется? Видно, что художнику нравится красота осенней природы. Он не пожалел красок, чтобы изобразить осень. Какие деревья выделил художник?

Дети. Березы.

Воспитатель. Как вы узнали, что это березы?

Дети. Стволы белые, тонкие, веточки гибкие, опущены вниз.

Воспитатель. Какие они березки у Левитана?

Дети. Белоствольные, золотые, горят как свечки.

Воспитатель. Верно, их яркая листва горит и светится в ясном зеленовато-голубом осеннем воздухе. Мне вспоминаются строчки И. Бунина:

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…»

А какие строки вспоминаются вам, ребята? С чем поэты сравнивают в своих стихотворениях осенние березки?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь послушайте, как композитор П. И. Чайковский рассказал о другой поре осени. Звучит пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

-Понравилась вам музыка? Какая она по характеру?

Дети. Она тихая, нежная, неторопливая, грустная.

Воспитатель. Отшумела золотой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч. Прошел ноябрь, который в народе называют «предзимником»… Но –

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима…»

Дети, вспомните, как красиво поэты называют зиму?

Дети. Гостья-зима, русская молодка, красавица-зима, матушка-зима, чародейка, белоснежная лебедка.

Воспитатель. Вот как нежно и радостно обращаются к ней поэты! А вы рады приходу матушки - зимы? Конечно, приятно морозным солнечным деньком выйти на прогулку.

Физминутка.

Воспитатель. Дети, а могут ли березы быть красивыми зимой?

Ответы детей.

Воспитатель выставляет репродукцию картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

- Понравилась вам эта картина?

- Какие березы на этой картине?

Дети. Легкие, воздушные, похожи на пушистое облако, кудрявые.

Воспитатель. Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома – необычайной красоты цветы!

- А вам приходилось видеть деревья, покрытые инеем? На что похожи веточки?

- Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

Воспитатель. А художник И. Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Как-то раз художник Игори Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. И вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Он схватил краски и стал писать, а зимушка зима бродила вокруг и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную, завораживающую песню.

Вот такие березки увидел художник. А великий русский поэт С. Есенин написал стихотворение «Береза».

Чтение стихотворения.

Воспитатель. Понравилось вам стихотворение?

- Почему это произведение называется стихотворением?

- О какой березе говорится в стихотворении?

- Есенин говорит о березе как о живой. Из каких строк это видно?

- Дети, подумайте, с чем автор сравнивает снег на березе?

Дети. С серебром, с бахромой.

Воспитатель. Почему снег «горит»? Разве снег может гореть?

Дети. Он сверкает на солнце.

Воспитатель. Из каких слов видно, что береза задумалась, дремлет?

Дети. И стоит береза в сонной тишине…

Воспитатель. Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, только человек, любящий родную природу, мог написать такие строчки.

Чтение стихотворения повторно.

Воспитатель. Когда вы слушаете стихотворение, какое настроение оно у вас вызывает?

Ответы детей.

Воспитатель. Поэтому как нужно читать это стихотворение?

Дети. Негромко, медленно, нежно, выразительно.

Чтение стихотворения детьми.

Воспитатель. Вспомните, какие стихотворения о зиме вы знаете. С чем сравнивает снег в своем стихотворении И. Суриков?

Дети. С белой пеленою.

Воспитатель. А с чем сравнили бы снег вы, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь придумайте определение к слову снег.

Дети. Пушистый, блестящий, искрящийся, серебристый, легкий, мягкий, рыхлый.

Воспитатель. Придумайте определение к слову лес и подумайте, где его можно употребить: в рассказе, сказке или стихотворении.

Ответы детей.

Воспитатель. Очень интересные слова вы подобрали. Их можно встретить и в рассказе, и в сказке, и в стихотворении. Не забывайте эти слова, когда вы сами будете придумывать сказки и рассказы. А картину мы оставим в группе и будем любоваться красотой зимней природы.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Знакомство с художественной литературой № занятия Тема занятия Программное содержание Сентябрь №1 Диагностика - №2 Рассказывание русской.

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
С. Есенин «Береза». Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 19:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «С. Есенин «Береза». Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем ольга ващенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД