Ангелина Нусс
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать усвоению нравственных норм поведения детей через знакомство с рассказом Н. Носова «Леденец».
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) Социально - коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Воспитывать нравственные представления у детей (правдивость, честность, развивать умение размышлять и оценивать поступки литературных героев.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
2) Познавательное развитие. Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Вызвать желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Развивать любознательность, воображение и творческую активность.
3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь.
4) Художественно- эстетическое развитие. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
5) Физическое развитие. Развивать координацию движения.
Материал: портрет Н. Носова, книга Н. Носова с произведением «Леденец».
Ход
1. Мотивационный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня подарили вот эту замечательную книгу Николая Носова для нашей библиотеки. Вы знакомы с этим писателем? Какой рассказ мы с вами уже прочли? («Живая шляпа») О ком был этот рассказ? (Рассказ о двух друзьях и котенке, на которого с комода упала шляпа. Мальчики сначала подумали, что шляпа ожила, и очень испугались. Но вскоре они выяснили, почему шляпа двигалась). Смешной рассказ «Живая шляпа» или грустный? (смешной, веселый)
Воспитатель: Один из рассказов новой книги Н. Носова называется «Леденец». Знаете ли вы, что такое леденец? (Леденец- прозрачная конфета из застывшей смеси сахара с водой или с фруктовым соком. Часто закрепляется на палочку). Как можно назвать леденец по-другому? (конфета, карамель) Ребята, я вот только не могу сказать, какой это рассказ по настроению- смешной или грустный. Может вы мне подскажите (ответы детей) Наверное, нам по иллюстрации к этому рассказу станет понятно, какой это рассказ.
Дети рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предложения.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Кто-то из вас считает, что это весёлый рассказ, кто-то считает, что он грустный. Ребята, как же нам узнать, какое предположение верно? (нужно прочесть рассказ). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, кто из вас был прав.
3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.
Н. Носов «Леденец"
Мама уходила из дому и сказала Мише (понятно, что этот рассказ о мальчике по имени Миша) :
— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец (леденец был красный, но он бывает и другого цвета).
Мама ушла. Миша сначала вё л себя хорошо: не шалил и ничего не трогал (какой молодец, наверное, очень хотел получить леденец от мамы). Потом он только подставил к буфету стул (буфет- это шкаф с отделениями для посуды, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:
«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».
А в буфете стояла сахарница (Что такое сахарница?- Посуда для сахара) Он взял её и поставил на стол:
«Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.
Открыл крышку, видит там что-то красное сверху (что бы это могло быть).
— Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.
Развивающие панели для детского сада
Яркие, интересные помещения детского сада и школ всего за 1 день!
Национальный проект
Индивидуальный комплект
Бизи-элементы
Гарантия 12 месяцев
Узнать больше
Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.
— Ого, — говорит, — большущий! И, сладкий, должно быть. (Как вы думаете, сладкий леденец, вкусный)
Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно».
И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много. Наконец леденец стал совсем маленький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу.
Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает:
«Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю».
Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам (руки-то липкие от леденца стали) — и бух на пол! Разбилась на две половинки (конечно, разбилась сахарница, она же из фарфора или стекла, хрупкая). Сахар рассыпался.
Мишенька перепугался: (сахарница разбилась, сахар рассыпался)
«Что теперь мама скажет!» (что же Миша будет делать дальше.)
Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.
Наконец мама приходит:
— Ну, как ты себя вёл?
— Хорошо (Хорошо ли вел себя Миша)
— Вот умница! Получай леденец.
Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах! Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.
— Что же это такое? Кто сахарницу разбил?
— Это не я. Это она сама…
— Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?
— Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот…
2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Какое это произведение: весёлое или грустное? Почему вы так думаете?
Воспитатель: О чём попросила мама сына, уходя из дома? (вести себя хорошо, не шалить, ничего не трогать).
Воспитатель: Как Миша нашел леденец? (подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы, достал сахарницу и открыл у нее крышку, в сахарнице лежал леденец).
Воспитатель: Что решил Миша, когда достал леденец из сахарницы(«пососу немножко и положу обратно»).
Воспитатель: Почему разбилась сахарница? (прилипла к рукам)
Воспитатель: Как Миша поступил с разбитой сахарницей? (Взял он две половинки и прислонил друг к дружке, сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет).
Воспитатель: Как объяснил мальчик маме, почему он съел леденец? ( Он сказал: «Я себя вёл хорошо, ну и съел леденец»).
Воспитатель: Какие чувства испытала в этот момент мама, как вы думаете?
Воспитатель: Ругала ли мама сына? (не ругала)
Воспитатель: Как вы думаете, Миша заслужил леденец?
Воспитатель: Чтобы вы посоветовали главному герою?
3).Воспроизведение прочитанного с помощью заданий.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда». Если я правильно скажу- вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами.
Игра «Правда- неправда»
- Правда, что мама обещала Мише за послушание машинку? - Правда, что мама обещала Мише за послушание леденец?
- Правда, что Миша не послушался маму?
- Правда ли, что Миша достал леденец и положил его обратно?
- Правда ли, что мальчик съел леденец?
- Правда ли, что сахарница разбилась сама?
- Правда, что Миша испугался, когда разбилась сахарница?
- Правда, что мама, обнаружив разбитую сахарницу, улыбнулась?
- Правда, что мама, обнаружив разбитую сахарницу, огорчилась?
- Правда, что Миша признался, что съел леденец?
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, чему учит рассказ Н. Носова «Леденец?» (Рассказ Носова «Леденец» учит нас всегда честно признавать свою вину, не хитрить и не изворачиваться. Миша поступил неправильно, когда спрятал разбитую сахарницу в буфет. Ему нужно было сразу рассказать маме, что вел себя плохо и случайно разбил сахарницу).
Воспитатель: Ребята, что вы поняли, когда прослушали этот рассказ? (Если ты сделал что- то неправильно, взял что-то без спроса — будь готов к тому, что придется отвечать). Какой урок мы должны вынести из этой истории? (Всегда говорить правду). Кому бы вы рассказали эту историю?
Воспитатель предлагает детям пересказать текст рассказа по цепочке, помогает при необходимости.