Юлия Буслаева
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Тайна чёрного ящика или ещё раз про молоко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе
Тема: «Тайна чёрного ящика или ещё раз про молоко».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с использованием ТРИЗ- технологии.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Тайна чёрного ящика или ещё раз про молоко“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Расширять знания детей о свойствах молока, опытным путем выявить его свойства (вкус, цвет, запах, способность смешиваться и растворять в себе некоторые вещества, окрашиваться, скисать и т. д.).
3. Активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения;
Развивающие
1. Развивать умение составлять рассказ о молоке, используя карточки-символы.
2. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение обращаться за помощью, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
4. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, умение действовать по инструкции.
5. Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Оборудование: Белые халаты для лаборатории, бейджики, черный ящик, сосуд с молоком, пищевые красители разных цветов, жидкое моющее средство, ватные палочки, прозрачные контейнеры, коктейльные трубочки, подносы, прозрачные стаканы, какао-порошок «Несквик», малиновый сироп, чайные ложечки, лимонный сок, пипетки, стакан с кефиром, картинки-символы, мольберт, тайное послание, салфетки, молочный шоколад для поощрения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Технологии: экспериментально-поисковая.
Ход деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром в нашей группе появился необычный чёрный ящик. Наверняка, внутри него находится что-то загадочное. Вы готовы стать исследователями?
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Дети надевают халаты, подходят к лабораторным столам. Вспоминают правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Перед нами – чудесный ящик, в котором находится объект для исследования. Предлагаю вам призвать на помощь помощников Умной головы-ваши ручки. Кто желает провести первое исследование?
К ящику подходит один ребёнок-старший лаборант, обследует объект и отвечает на вопросы остальных детей. Ассистент ребёнка выставляет на мольберте картинки-символы, соответствующие ответам исследователя.
Дети выясняют, сто это – сосуд, тяжёлый по весу, объёмной формы, комнатной температуры, внутри которого находится жидкое вещество.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это? Конечно, чтобы получить более точные знания об этом объекте, нам необходимо обратиться ещё к одному помощнику Умной головы – глазам.
Рассмотрев объект, дети выдвигают предположение, что это - жидкое вещество, поэтому оно приобретает форму сосуда, в котором находится. Жидкое вещество белого цвета, непрозрачное (выставляют карточки-символы).
Воспитатель: Для того, чтобы определить, что это за вещество, нужно узнать, какое оно по запаху и имеет ли вкус.
Старший лаборант определяет, что жидкость имеет запах и вкус молока (выставляются карточки-символы).
Воспитатель: Вот перед вами стоит молоко. Что нам сегодня расскажет оно?
Что вы знаете о нём?
Воспитатель развивает беседу о происхождении, пользе молока, молочных продуктах. Дети активно включаются в разговор, рассказывают о том, что им известно.
Воспитатель: А хотите узнать секреты молока? Тогда я предлагаю вам пройти к лабораторным столам. У каждого из вас на столе приготовлен стакан с молоком. Попробуйте молоко на вкус. А сейчас я предлагаю 1 группе лаборантов аккуратно всыпать содержимое маленького контейнера (какао) в стакан с молоком и перемешать его. Исследователи 2 группы добавьте в молоко вещество, которое находится в ваших контейнерах (малиновый сироп, затем тщательно размешайте ложкой. Что изменилось? (Цвет)
Попробуйте на вкус. Что изменилось? (Вкус молока). Какой молочный продукт получился у нас? Как его можно назвать? ( Ответы детей: коктейль, шоколадное, малиновое молоко и т. д.)
Подвести детей к проговариванию своих умозаключений, анализируя полученные результаты экспериментирования.
Воспитатель: Делаем вывод: в молоке растворяются сыпучие и жидкие вещества (картинка-символ, оно меняет цвет и вкус (картинка).
Воспитатель: Приступим к разгадке следующего секрета молока. Знаете ли вы, где хранят молоко? Почему?
Что происходит с молоком, которое долго стоит в тепле? (оно скисает). Во что оно превращается? (ответы детей)
Воспитатель: Наберите несколько капель лимонного сока пипеткой и добавьте их в стакан с молоком. Что вы видите?
Дети капают по несколько капель лимонного сока в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свертывания молока. Делают вывод. Выставляют картинку-символ.
Воспитатель: Посмотрите, друзья, перед вами стоит маленький стакан с белым порошком. Давайте попытаемся выяснить, что это? Проверим ложкой, перемешиваем, нюхаем, пробуем. Это сухое молоко. Молоко так научились хранить, чтобы использовать в кулинарии или брать в дорогу. В таком виде оно не портится.
Предлагаю провести перевоплощение. В стакан с водой кладём пять ложек сухого молока и размешиваем его. Получилось простое молоко.
Осматривают его внешне через прозрачный стакан. Пробуют на вкус. Выставляют картинку-символ.
Воспитатель: Много секретов хранит в себе молоко. А хотите заставить молоко двигаться?
Налейте молоко в тарелку.
Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Дети вместе с воспитателем выполняют действия, наблюдают.
Воспитатель: Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы – настоящие лаборанты-исследователи. А теперь с помощью картинок-символов подведём итог, что же мы узнали нового и интересного о молоке.
Опираясь на карточки-символы, дети составляют рассказ о молоке.
Воспитатель: Ну, что же, тайна чёрного ящика раскрыта. Да только посмотрите, внутри ящика находится какой то свиток. Наверное, это письмо (разворачивает, показывает детям чистый лист). А я догадалась – это ещё один секрет молока. Для его разгадки мне понадобится горячий утюг.
Воспитатель проглаживает лист бумаги утюгом, на листе проявляются буквы.
Воспитатель: С помощью молока можно написать вот такие секретные письма. Но это уже совсем другая история. А вы знаете, что здесь написано? Давайте попросим наших гостей прочитать нам это секретное послание. Гости хором произносят: «ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО - БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!»
Воспитатель: А молоко вдвойне вкусней, если это
Дети: «МИЛКИ УЭЙ»!
Дети угощаются молочным шоколадом.