альфия юничева
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку. Познакомить с новым понятием «статическое электричество».
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Экспериментальная деятельность
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Воспитывать умение работать в коллективе.
Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счё т слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование:
магнитофон, картинки к игре «Как предметы помогают человеку», слайды «Бытовая техника». Оборудование для опытов : воздушные шары, лоскуты синтетической ткани, пакетик полиэтиленовый, фольга.
Ход деятельности воспитателя с детьми
I. Введение в ситуацию.
-Дети, смотрите, что я для вас приготовила!
- Что это ( ответы детей: магнитофон)
- Вы любите слушать музыку? (Да)
- И я тоже очень люблю слушать музыку, давайте мы вместе ее послушаем!
Воспитатель пытается включить, нажимает на кнопку. Ой! Что то никак не включается (воспитатель подходит к магнитофону и включает его, но разетка не подключена.) ( Дети высказывают свои предположения: нужно включить разетку.)
- Правильно! Я забыла включить в розетку! А что же если я не вкючу в розетку, значит и не будет работать? (ответы детей)
Рассказ воспитателя «Откуда берётся электричество» :
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы. Этот провод – дорожка. (Показать провод) Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дом, больницы, школы, детские сады.
II. Актуализация знаний.
Усаживайтесь удобнее на стульчики, будем отгадывать Д/ игра загадки: (Слайды 1-5)
– Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг,
Как хобот, нос,
Коврик чистит… (Пылесос)
–То назад, то вперед ходит, бродит пароход,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Остановишь - горе, продырявит море… (Утюг)
– Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит… (Чайник)
– Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
строчка в строчку,
Будет платье
вашей дочке … (Швейная машинка)
– Это прачка-автомат
Нам стирает всё подряд… (Стиральная машина)
Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку».
– Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают, для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.
Волосы – фен
Спящий человек - будильник
Ночь – фонарь
Чашка – электрический чайник
Ковер – пылесос
Еда – холодильник
Еда – микроволновая печь
Одежда – стиральная машина
Одежда - утюг
Фотография – фотоаппарат
Словесная игра «Что есть, что было».
Веник - пылесос
Гладильная палка - утюг
Игла - швейная машина
Свеча – электролампа
Песочные часы – электронные часы
Счеты – калькулятор
Тазик – стиральная машина
– Давайте вспомним, для чего нужны человеку электроприборы. Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку».
Воспитатель: Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?
Воспитанники: (Да).
Воспитатель: Расскажите мне, как правильно пользоваться электроприборами?
Правила пользования электроприборами.
1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? - Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.
2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? - По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.
3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? - Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? - Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т. д.
5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведёт к пожару.
Главное правило пользования электроприборами для дошкольников
7. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Вывод: Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно!
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в Волшебную страну, где мы научимся ловить доброе электричество. Я приглашаю вас в нашу космическую лабораторию.
(Дети строятся парами, и мы проходим через волшебный портал в космическую лабораторию)
Воспитатель: Вот мы и в космической лаборатории.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают?
Воспитанники: (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими?
Воспитанники: (предположения детей)
Воспитатель: Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Воспитатель: А когда еще можно увидеть электричество в волосах?
Воспитанники: (когда расчесываемся).
Воспитатель: Что происходит с волосами?
Воспитанники: (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Опыт №2
Воспитатель: Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными. Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит?
Воспитанники: (нет).
Воспитатель: Как заставить бумагу притянутся к расческе? Как шарики притянулись к стене?
Воспитанники: (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? Воспитанники: (потереть ее о волосы).
Воспитатель: Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась). Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? Воспитанники: (электрическая, волшебная).
Воспитатель: Как она стала такой?
Воспитанники: (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
Воспитатель: Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт №3
- Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Воспитатель: Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт №4
Воспитатель: в нашей космической лаборатории живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу?
Воспитанники: (отталкиваются).
Воспитатель: Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы?
Воспитанники: (намочить расческу).
Воспитатель: Как же снять электричество с одного шарика?
Воспитанники: (намочить его).
Воспитатель: Что произошло с шариками?
Воспитанники: (они притянулись друг к другу)
Воспитатель: Почему?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
Опыт №5
Воспитатель: ребята на столе лежит алюминиевая банка из-под кока-колы. Сможет ли наш шарик сдвинуть ее с места?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: ловим электричество, подносим к банке…. Что происходит?
Воспитанники: (банка катится за шариком)
Воспитатель: почему?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: часть электрических частиц переходит на банку и притягивает ее к себе.
Итог:
Воспитатель: Какие вы молодцы! Чему вы научились сегодня?
Воспитанники: (добывать доброе электричество)
Воспитатель: А как мы добывали электричество?
Воспитанники: (ловили электричество в волосах и одежде).
Воспитатель: Вам понравилось играть с этим электричеством?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Это электричество опасно?
Воспитанники: (нет, оно доброе, неопасное).
Воспитатель: Нам пора прощаться с нашей космической лабораторией. А давайте на память о нашем приключении возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими. Как снять электричество с шариков?
Воспитанники: (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
Релаксационная пауза.
Воспитатель: А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в нашу группу. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки.
(Дети строятся и через волшебный портал выходят из космической лаборатории в свою группу)
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.
– А что же помогло вам это сделать? А о чем мы еще с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?
- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой, и проведете опыты вместе с родителями. А пока можете поиграть с шариками.
Самоанализ воспитателя Юничевой А. Р.
по теме: «Волшебное электричество»
Мной была проведена непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей посредством экспериментирования на уровне, соответствующем их возрасту.
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.
Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.
Познакомить с новым понятием «статическое электричество».
Развивающие:
Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
В начале занятия я использовала мотивацию – самим определить тему занятия. Этому способствовал этап актуализации знаний детей об электроприборах.
Закрепление с детьми правил безопасности при взаимодействии с электричеством происходило на основе ранее полученных знаний.
Знакомство с проявлениями статического электричества происходило через собственно экспериментальную деятельность самих детей. Практический опыт подвел дошкольников к пониманию этого явления и помог сделать вывод.
Таким образом, основная цель занятия - развитие познавательной активности
ребенка в процессе знакомства с явлением статического электричества –
была достигнута.
Создание проблемных ситуаций, познавательная информация,
экспериментальная деятельность детей, позволили мне сохранять интерес
детей в течение всего занятия и обеспечили активную позицию детей при
выполнении всех поставленных учебных задач.
В конце занятия, дети обобщили полученную информацию. Кроме того, сюрпризный момент в конце занятия позволил поддержать интерес детей к данной теме уже в самостоятельной познавательной деятельности детей.