Ольга Санько
Формирование познавательной активности ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательной активности ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности».
Я думаю, что каждому из вас знакома ситуация, когда, разводя в сторонки ручки, к вам подходит Почемучка:
- Почему бывает дождик?
- Почему течёт вода?
- Почему кот лижет лапу?
- Почему горит звезда?
И Вы быстро в интернете
Ищете ответы детям,
Ведь, чтобы умным, рос малыш,
Точный дать ответ спешишь.
И такой вариант поиска ответа привел к тому, что современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребёнку необходима. Но она должна начинаться не с того, чтобы преподносить ему готовую истину, а научить ребёнка её находить. Эта мудрая мысль немецкого педагога – психолога Адольфа Вильгельма Дистервега стала моим педагогическим кредо. А формирование самостоятельной познавательной активности ребёнка дошкольного возраста стало приоритетным направлением в моей педагогической практике. Главная цель которого заключается в создании оптимальной образовательной среды для развития познавательных интересов, потребностей и способностей ребёнка, для организации его самостоятельной поисковой деятельности.
В нашем ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей разработана в соответствии с ФОП и ФГОС. Поэтому в своей работе стараюсь четко придерживаться разработанных критериев.
Самое главное решение совокупных задач воспитания направлено на приобщение детей к следующим ценностям: человек, семья, познание, родина и природа, что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как к ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
• воспитание уважения к людям – представителям разных народов России – независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны, формировать первый опыт действий по сохранению природы.
Для их решения педагогу важно знать, как ребёнок познаёт мир. Опираясь на теорию Николая Николаевича Подьякова и собственный педагогический опыт, могу утверждать, что весь этот путь – это поиск ответов на любимые детские вопросы - ЧТО ЭТО? КАКОЕ ЭТО? ЗАЧЕМ? КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? ПОЧЕМУ? Из суммы ответов на них складываются знания и опыт ребёнка, которые проявляются в целенаправленных познавательных действиях в различных видах детской деятельности, на их основе формируется его познавательная активность. И именно формирование познавательных действий в различных видах детской деятельности, а значит и формирование познавательной активности – основной принцип дошкольного образования.
Основываясь на эту теорию, я предлагаю вашему вниманию, апробированную мною на практике, модель образовательной деятельности воспитателя по формированию познавательной активности ребёнка дошкольного возраста, которая заключается в создании атмосферы комфорта, успеха и благополучия. Модель представляет собой строительство дома, фундаментом которого будет воспитатель, именно он держит на своих плечах груз ответственности за прочность конструкции. Стены дома – это образовательное пространство, состоящее из трёх блоков: предметно-пространственная развивающая среда, характер взаимодействия ребёнка с взрослым и другими детьми, система взаимодействия человека с миром, другими людьми и самим собой. Выстроенная таким образом среда обеспечивает игровую, исследовательскую, творческую активность ребёнка. Наполнить дом теплом, любовью, светом помогают окна, которые в нашем доме представлены формами работы с ребёнком, родителями и социумом. Предлагаю вам заглянуть в наш дом через окно – формы работы с ребёнком, которые отражаются в организации разных видов детской деятельности.
Игровая деятельность — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
Познавательные игры вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь.
Игротека. Главный принцип отбора игр - они должны быть интересными, носить познавательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Развивающие игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.
Занятия по ФЭМП. Знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Нужно стараться обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством
Следующая форма развития познавательной активности детей- это наблюдение
Наблюдение развивает в детях пытливость, любознательность. Мы поддерживаем интерес детей к приметам времени года, задаем вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является опытно-экспериментальная деятельность, которая рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей (проектная деятельность «Птицы родного края», познавательно-исследовательский проект «Мир камней», кратко-срочный проект «Улица моя родная» и др.)
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия.
Открыть душу ребёнка, его внутренний мир мне помогает театр. Мы с моими талантливыми актёрами создали в группе театральный кружок «Петрушка», где я и дети – режиссёры – постановщики и главные герои, а вот декораторами и костюмерами «работают» их родители.
Неслучайно, заглянув в следующее окно нашего дома, мы увидим именно их. Ведь родители, согласно ФОП и ФГОС, включены в образовательный процесс как равноправные и равно ответственные партнёры. И взаимодействия с ними важно показать значимость и необходимость их участия в жизни ребёнка.
Формы моего сотрудничества с родителями разные, как традиционные, так и интерактивные, самые интересные, семейные вечера вопросов и ответов, работа родительской почты «Напиши что-то важное», создание страниц Книги Доверия (родители опускают в ящик письма, записки, содержащие вопрос, просьбу, изложение проблемы, пожелания и т. п. Указывать имя, фамилию не обязательно, обращение может быть анонимным. Необходимо указать дату и время, по которым автор обращения сможет обнаружить ответ на стенде. Снятые со стенда ответы хранятся вместе с поступившими обращениями в папке «Книга доверия».
Ребёнок растёт и приходит время показать ему, что за пределами дома и стен детского сада его ждёт другая не менее интересная жизнь - социум. Чтобы помочь адаптироваться в нём, я начинаю «готовить ребёнка к выходу в свет», проводя обзорные экскурсий в школу, сельскую библиотеку.
Наши юные артисты принимают активное участие в поселковых концертах посвященных «Дню матери», «9 мая», «День защиты детей».
В реализации задач по безопасности осуществляем встречу дошкольников с участковым уполномоченным полиции Селиверстовым В. А. Целью этих встреч является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и важности соблюдения правил антитеррористической безопасности, В нашем детском саду идет тесное сотрудничество с ПЧ №242. Цель таких мероприятий- формирование детей навыков осторожного обращения с огнем и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности
Педагогическая деятельность в созданном образовательном пространстве позволила мне достичь цели – сформировать познавательную активность ребёнка, добиться положительной динамики в освоении им основной образовательной программы ДОУ.
Каким же он стал – мой воспитанник? Это друг, возможно будущий артист, педагог, военный, писатель, но самое главное это ребёнок, способный самостоятельно найти ответ на вопрос «Почему?»
И уже сейчас все эти ответы получили заслуженные оценки - благодарности, грамоты и дипломы муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Успехи воспитанников позволили и мне получить свои оценки в виде грамот, дипломов, почётных званий.
Ни один год я иду со своими воспитанниками рука об руку по этому пути, помогаю им делать первые шаги по дороге в страну под названием «Жизнь», и каждый наш шаг начинается от порога «Покажи и научи», к ступеньке «Делаем вместе», а потом «Твори сам». И твёрдо знаю, что впереди меня ждут новые «Почему?», на которые я буду искать ответ вместе со своими воспитанниками.
ВЫВОД: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.