Татьяна Назаркина
Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с термометром»
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленность
Проводимая работа по знакомству с термометром охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей :
“Познание” – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, встречающихся и применяемых в повседневной жизни;
“Здоровье” – установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека;
“Социализация” – расширение кругозора детей.
“Коммуникация” – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности „Знакомство с термометром“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
“Труд” – проведение непосредственных измерений показаний в неживой природе. Фиксация их в дневниках наблюдений.
Благодаря организованной работе, у наших воспитанников формируются такие понятия как “взаимодействие организма со средой”, “взаимодействие живой и неживой природы”, “роль человека в природе”. Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.
Участники проекта
Воспитатель и воспитанники старшей группы.
Цель.
Познакомить детей с термометром – прибором, с помощью которого измеряется температура воды, воздуха (на улице и в помещении).
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие логического мышления (умение сравнивать, обобщать).
2. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
3. Развитие зрительного внимания.
4. Доставить детям удовольствие от проведения опытов; побуждать интерес к исследовательской деятельности.
5. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
6. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задание.
Ожидаемый результат. Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе.
Продолжительность реализации проекта.
1 занятие и наблюдение за температурой воздуха в течении года. Материально – технические ресурсы.
1. Группа
2. Магнитная доска для иллюстрации материала на бумажном носителе.
3. Программно – методические материалы.
4. Термометры для измерения температуры воды, воздуха (комнатный и уличный).
5. Схема на сравнение температуры горячей и холодной воды.
6. Схема на сравнение температуры воздуха на улице и в помещении.
7. Макет термометра.
8. Заготовка для изображения графика изменения температуры воздуха на улице.
«Знакомство с термометром»
Ход занятия.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Давайте подойдём к окну и посмотрим. Какие признаки осени вы видите?
- Это какая осень? (осень поздняя)
- А поздняя осень какая? (Хмурая, холодная, ненастная, дождливая, ветреная. Даже осенний снежок покрыл землю, но тут же растаял.)
- А как вы думаете, почему снег сразу растаял? (Потому что не было мороза).
-Правильно. Мороза не было, но как вы догадались? (было не холодно, лужи не замёрзли).
- Как вы думаете, с помощью чего можно определить был мороз или нет и какая температура воздуха на улице? (С помощью термометра).
- Давайте присядем на стульчики и я вам расскажу о термометре.
Температуру воздуха можно определять с помощью термометра. Давайте рассмотрим термометр. Основные его части – это стеклянная трубка, наполненная красной жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале означает 1 градус. В середине шкалы – ноль. Это граница между градусами тепла (эти градусы выше ноля) и градусами мороза (которые находятся ниже ноля). Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает сколько градусов. Бывают термометры, для измерения температуры воздуха. Их крепят обычно за окном. У нас тоже есть такой. Давайте подойдём к окну и попробуем определить температуру воздуха на улице. (дети определяют).
- А теперь ребята давайте подойдем к доске и запишем результат в нашей таблице.
Температура воздуха
на улице Знак Температура воздуха в группе
- Молодцы, справились с заданием. А я хочу вас познакомить ещё с одним термометром. Это термометр для измерения температуры воздуха в группе или в комнате, т. е. в помещении, где живёт или находится человек. Давайте рассмотрим этот термометр.
- Скажите, он отличается от термометра для измерения температуры воздуха на улице (Да, отличается).
- Чем? (У него шкала начинается с ноля градусов).
-А почему? Как вы думаете? (Потому что температура воздуха в помещении всегда положительная, т. е. в жилом помещении не бывает мороза, так как зимой помещения отапливают).
- Давайте определим, какая температура воздуха в группе.
(Определяют температуру). А теперь мы запишем результат работы в нашу таблицу.
- А теперь давайте сравним температуру воздуха на улице и в группе. (На улице холоднее, чем в группе).
- Какой знак мы должны поставить больше или меньше?
- Молодцы. Справились с заданием. Давайте присядем. Я хочу рассказать ещё об одном термометре. Это термометр для измерения температуры воды. Как вы думаете, где и для чего используют такие термометры? (Определяют температуру воды в ванне, бассейне, в море). Давайте рассмотрим водяной термометр. Шкала этого термометра, так же как и шкала комнатного термометра начинается с ноля градусов. Если столбик жидкости в трубке термометра поднимается вверх, значит вода тёплая или горячая, а если опускается вниз, значит вода холодная или прохладная. Давайте, мы вместе проведём опыты. Подходите к столу.
1 опыт. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра. (Он поднимается).
Давайте запишем результат в нашу следующую таблицу.
2 опыт. Опустим термометр в стакан с холодной водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра? (Он опускается). Давайте определим температуру воды в этом стакане. И запишем результат в таблицу.
- А теперь давайте сравним, какая температура выше, а какая ниже.
Давайте поставим знак меньше или больше.
Молодцы, ребята, вы старались и у вас всё отлично получилось. Давайте присядем. А теперь попробуйте отгадать загадку:
«Я под мышкою сижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать!»
(градусник).
Правильно, ребята, это ещё один вид термометра. Он называется термометр для измерения температуры тела. А когда мы используем этот термометр? (Когда болеем, а ещё перед прививкой доктор нам измеряет температуру, чтобы проверить здоровы ли мы).
- И так, мы познакомились с разными термометрами, давайте вспомним с какими? (с уличным, с комнатным, с термометром для воды, а так же вспомнили о термометре для определения температуры тела).
И так как мы познакомились с уличным термометром, я вам предлагаю каждый день определять температуру воздуха и записывать результаты в таблицу, которую я для вас приготовила. А в конце месяца мы подведём итоги, и увидим, как менялась температура воздуха в течении месяца.
Ноябрь
1 2 3 4 5
8 9 10 11 12
15 16 17 18 19
22 23 24 25 26
29 30
Давайте рассмотрим таблицу. Здесь написан месяц. В каждой клеточке указано число месяца. Давайте запишем какая сегодня температура воздуха на улице.
-Молодцы ребята! Вы меня порадовали!
Заключение.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию детей, я смогла добиться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, работа в процессе ознакомлении об окружающем мире у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.