Любовь Лукьянова
Конспект НОД по окружающему миру «Животные Арктики» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктидой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешним видом, образом жизни и повадками.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о животных севера;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
Темочки:
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- расширение словарного запаса.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
-развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: Глобус, картинки с изображением полярных районов, северного сияния; картинки с изображением животных Арктики; контурное изображение животных Арктики; презентация «Животные полярных районов»
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о полярных районах, о животных, обитающих в тех краях. Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, возьмемся за руки и пожелаем всем доброго утра. Все вместе читаем стихотворение «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - «Доброе утро!»
- «Доброе утро! - солнцу и птицам,
- Доброе утро- улыбчивым лицам.
И каждый становиться - добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Давайте дети улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!» (Воспитатель предлагает детям вместе присесть на коврик в кружок)
- Ребята, я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится? Как вы думаете, о чём говорят животные между собой? А хотите послушать? Представьте, что устройство, превращающее животную речь в человеческую, уже придумано. Слушайте!
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, детишки! Пишут Вам тюлени, милые олени, котики, моржи!
Мы гуляли – заблудились и немного простудились!
Помогите! Вот беда! Нам домой давно пора!
Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из Северных животных поможет нам добраться до Северного полюса, ну-ка отгадайте.
Стройный, быстрый.
Мех пушистый.
Рога ветвисты.
Бьет копытами иок-иок.
Снег летит, словно, песок.
Знают все кому не лень — Это (Северный олень.)
Воспитатель: Верно. Молодцы! Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!
Физминутка
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились. (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь - остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох - выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки)
Воспитатель: И поплывем мы на льдине. Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь.
Демонстрация картинок с изображением полярных районов.
Воспитатель: На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветра гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтом растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. На зимнем арктическом небе можно видеть необычный феномен - полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. Но и к этим условиям приспособились обитатели севера. Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».
- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Ответы детей).
- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.
Физминутка «Северный полюс»
Дуют ветры ледяные (Помахать руками)
Горы снежные, крутые. (Поднять руки вверх, встать на цыпочки)
Там о лете не слыхали, (Приставить руку к уху, наклониться)
Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Развести руки в стороны и свести)
Этот снежный материк. (Хлопать в ладоши).
Загадки о животных.
Демонстрация картинок с изображением животных Арктики.
Воспитатель читает стихи (загадки) про животных Арктики :
1) В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (Тюлень.)
Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.
2) Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трошь,
Прилёг отдохнуть толстый. (Морж.)
Морж — это самый ближайший родственник тюленей. Длина его тела приближается к 3 метрам, а вес колеблется в пределах тонны. Ко всему прочему это животное имеет мощные клыки, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лед для отдыха. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.
3) Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет,
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый. (Белый медведь.)
Все животные Арктики боятся, а значит и уважают белого медведя. Это самый крупный сухопутный хищник. Длина его тела достигает 2,5 метра, весит около 500 кг. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Его крепкие зубы знакомы полярным дельфинам, а песец всегда кормится возле этого могучего зверя, получая объедки с барского стола. Белый медведь прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой. Он является самым грозным и опасным хищником арктических земель, на них никто не нападает.
4) Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень.)
Живёт олень в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мхом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Северный олень заселяет также и многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой.
5) Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны -
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец)
Песец — совсем небольшой зверь. Его вес едва дотягивает до 5 кг, а высота в холке не бывает больше 30см. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать. Его можно встретить практически во всех уголках Арктики. Питается грызунами, но часто ходит за медведем и доедает то, что не доел медведь.
6) Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый? (Волк)
Полярный волк. У него теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.
7) Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Океаны бороздит
Ну, конечно, - это … (Кит.)
Из отряда китообразных, обитающих в Арктике, несомненный интерес в первую очередь представляет нарвал. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу, который торчит прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3 метра, а его вес составляет 10 кг. Является он ничем иным как обычным зубом, выросшим до таких огромных размеров. Никаких неудобств млекопитающему этот зуб не доставляет, а вот зачем он нужен – тут однозначного ответа нет, хотя различных предположений очень много.
Белуха или полярный дельфин также является представителем этой компании. Это крупное животное – его вес достигает 2-х тонн, а длина составляет 6 метров. Белуха очень любит питаться рыбой – самого же полярного дельфина никогда не отказывается попробовать касатка. Она по праву занимает одно из первых мест среди самых сильных и крупных морских хищников. В арктических водах она частый гость. От её острых зубов погибают не только белухи, но и моржи, тюлени и нерпы.
8)Летает бесшумно.
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица? (сова)
Полярная сова — активный хищник. Питание: лемминги, зайцы, птицы.
9) Лемминг Этот маленький грызун, немного обогнавший по размерам мышь, имеет для животного мира Арктики огромное значение. Им питаются практически все звери, а популяция полярной совы напрямую зависит от его численности. В те годы, когда лемминга мало, хищная птица вообще не гнездится. Песец также теряет интерес к путешествиям, если количество маленьких грызунов резко возрастает. Едят его и северные олени, хотя их рацион в основном состоит из растений.
Воспитатель: «Давайте мы с вами немного отдохнем».Физминутка «Кто на Севере живет».
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Игра «Чья тень?»
Воспитатель показывает слайд с контурным изображением животного, а дети угадывают. Воспитатель: Наше путешествие в Арктику закончилось.
Давайте вспомним: -Где находится Арктика? (На Северном полюсе.) - Что вы можете рассказать об Арктике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.)
- Кого из животных можно встретить в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов.)
- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.)