Елена Берёзкина
Образовательный проект по окружающему миру «Домашние животные»
▼ Скачать +Заказ
Введение:
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Публикация «Образовательный проект по окружающему миру „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель проекта : Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта :
Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Развивать мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную диалогическую и монологическую речь.
Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Вид проекта – информационно-практический
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы №8 «Кораблик», родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед.
Предполагаемый результат:
В результате проектной деятельности у детей:
-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.
Этапы проекта.
Этап выбора темы.
В процессе обсуждения предстоящей темы недели нам стало понятно, что дети знают о домашних животных недостаточно и многое хотели бы ещё узнать. На общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о домашних животных?
Что хотим узнать?
Где мы можем это узнать?
-Домашние животные живут в доме, сарае.
-Животных кормит хозяин и ухаживает за ними.
-Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.
- Лошадь может перевозить грузы.
-Корова даёт молоко.
-Породы собак.
-Как молоко появляется в магазинах?
- Профессии собак.
- Как изготавливают шерсть?
- Предки домашних животных.
- Роль домашних животных в жизни человека.
- В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
-Спросить у мамы, у папы.
Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта :
Каких животных можно назвать домашними?
Каких животных человек приучил первыми?
Внешний вид животных : чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
Чем питаются домашние животные?
Повадки, условия содержания домашних животных.
Как называются жилища домашних животных?
Профессии людей, ухаживающие за домашними животными
Как ухаживать за домашними животными?
Какова роль домашних животных в жизни людей?
Что мы можем дать домашним животным?
Этап сбора сведений.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т. д.
Источники информации:
Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.
Художественная литература:
Л. Толстой «Пожарные собаки»
М. Кривич «Что за служба у собак»
Г. Х. Андерсен Гадкий утёнок.
С. Михалков Три поросёнка
С. Маршак Сказка о глупом мышонке
С. Маршак Усатый – полосатый
Братья Гримм Бременские музыканты
Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот
Р. Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
А. Барто Котёнок
И. Васильева «Ферма»
Е. Благинина Корова
Н. Костарёва «Щенок»
В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
В. Сутеев «Кот рыболов»
В. Сутеев «Три котёнка»
Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина.
Видеотека мультфильмов:
«Кошкин дом»
«Домашние животные и их дети»
«Котёнок по имени Гав»
«Просто так»
«Твои первые животные»
«Кот, который гулял сам по себе»
«В стране домашних животных»
«Волк и семеро козлят»
«Волк и телёнок»
«Доктор Айболит»
«Кот в сапогах»
«Хаврошечка»
«Кот в сапогах»
«Белка и Стрелка»
«Альма и Мурка»
Аудиозаписи:
«Звуки природы», «Голоса животных»
Этап реализации проектов
Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Закрепить правила при обращении с домашними животными.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Тема «Домашние животные» (возраст детей 6-7 лет)
Образовательные области
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Деятельность в ходе режимных моментов
Совместная деятельность с семьёй
Физическая культура
Эстафеты:
«Полоса препятствий»,
Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,
«Пастух и овцы»
Игры – имитации «Разные собаки»,
«Изобрази, а мы угадаем»
Подвижные игры: «Лохматый пёс»,
«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»
Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова»,
«Козочка»,
«Кошка»,
Пальчиковых гимнастик:
«Два козлика», «Поросята».
Консультация для родителей
«Что делать, если ребёнок боится животных?»
Здоровье
-Беседы: «Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,
«Гигиена животных»
-Практикум с детьми
«Оказание первой помощи»
-Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»
- Д/и «У зверей и у людей» (с мячом,
«Кто как умывается»,
«Витамины в нашей жизни»
Моделирование правил «Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»
- Зарисовка правила «После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»
Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика
Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»
Музыка
-Слушание «Как волк телёночку мамой был»
-Драматизация «Кошкин дом»,
- Музыкальные игры: «Лошадка»,
«Собачка и кошечка», «Угадай животное»
- Игры – имитации
«Пастушок и стадо»
- Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского
Слова Аллы Ламм
-Прослушива-
ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»
Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений
Помощь в оснащении музыкального уголка
Художественное творчество
-Составление коллажа
«Скотный двор»
-Рисование отгадок
«Домашние животные»
Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей)
- Рисование «На лугу пасутся.»
- Оригами
«Собачка», «Кролик».
-«Поросенок»
-Лепка домашних животных
-Рисование
«Дымковский конь»
-Лепка
«Весёлая ферма»
Конструирование из конструктора «Домашнее подворье
Изготовление книжек малышек и плакатов
«Домашние животные»
- Создание макета «Ферма»
Коммуникация
- Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»
-«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
- Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»
-Рассказ – описание «Моё любимое животное»
-Рассматривание картин:
«На ферме»,
«Кошка с котятами»,
«Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»
- Дидактические игры: «Один – много»,
-«Скажи ласково»
- «У кого кто?»
-«Чем накормить?»
-«Чего не хватает?»
- «Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок
-«Отгадай кто это?»
-«Помоги найти маму»
-«Где чей хвост?»
- «Кто кричит?»
-«Чьи следы?»
- Придумывание сказки о животном по ряду картинок.
Дидактические игры: «У кого что?»,
«Отгадай слово»,
«Назови жилище»
-Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»
-«Как нельзя обращаться с животными?
- Игра «Доскажи словечко»
-этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)
- Беседа-обсуждение
«Зачем ухаживать за домашними животными»
Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем о домашних животных?»
- Папка –передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”.
Познание
Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»
-Беседа «Зачем держать в доме животных?»
-Беседа «Где лучше жить животным?»
-Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»
Беседа «Каких животных можно держать дома?»
Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?
Беседа «Что мы можем дать домашним животным»
- Беседа «Как получают пряжу?
- Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?
- Беседа «Как появились домашние животные?»
- Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?
- Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»
- Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)
- Толкование пословиц:
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Корова на дворе – еда на столе.
Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.
Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет
Викторина «Домашние животные»
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
Дидактические игры: «Что не так?», «Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит»,
«Чей домик»,
“Я знаю 5 названий домашних животных”,
“Кто как говорит”,
“Что ты будешь делать”,
“Корова с теленком”,
“Кто, чем питается”, “Третий-лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;
-Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил
-Рассматривание иллюстраций о животных
- Собери картинку «На ферме»
-Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»
-Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»
-Моделирование правил «Чего нельзя делать с животными?»
- Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»
-Тематическая выставка
«Наши друзья – домашние животные»
Ширма –передвижка «Если дома появился звёрёк»
Чтение художественной литературы
Создание выставки книг о животных :
«Животные в сказках»,
«Детские писатели о животных»
-Чтение
К. Паустовский
«Кот – ворюга»
-Л. Толстой «Пожарные собаки»
-Л. Толстой «Лев и собачка»
-М. Кривич «Что за служба у собак»
-Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
-С. Михалков Три поросёнка
-С. Маршак Сказка о глупом мышонке
-С. Маршак Усатый – полосатый
-Братья Гримм «Бременские музыканты»
-Русские народные сказки:
«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,
Бычок – смоляной бочок»,
«Кот – серый лоб, козёл да баран»
-Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот
-Р. Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе
-С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
-К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
-А. Барто Котёнок
-И. Васильева «Ферма»
-Е. Благинина «Корова»
-Н. Костарёва «Щенок»
-В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
-В. Сутеев «Кот рыболов»
-В. Сутеев «Три котёнка»
-Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина.
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
-Печатание слов по теме
-Разбор слов на части
- Д/И «Скажи какой»
- Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему
- толкование загадок и зарисовка отгадок
- Загадки, пословицы, поговорки
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Папка – передвижка «Детские писатели о животных»
Социализация
-Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека?»
-Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»
Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?»,
- «Что было бы, если. ?»
Сюжетно – ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра «Найди лишнее»
- Игры с макетом «Скотный двор»
Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)
«Помоги животным найти свой дом»
- Наблюдения за домашними животными на прогулке
Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных
Труд
- Беседа «Как ухаживать за домашними животными»
- Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели – последовательность ухода за животными, по картинкам)
-Изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»
- Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре
«У бабушке в деревне»
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры
«Кошкин дом»
Оформление альбома
«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)
Безопасность
- «Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения
Беседы:
«Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,
«После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,
«Правила поведения при агрессии животных»
- «Игры с животными»
- Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное»
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме
- Свободное общение «Как вести себя, если?
Практикум
«Оказание первой помощи»
- Игра «Дети и звери»
Ширма для родителей «Если в доме появился питомец»
Этап презентации проекта.
Презентация проектов пройдет в виде :
Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние животные»
Организацию фотовыставки детей со своими домашними животными.
Презентации авторских книг «Моё любимое домашнее животное»».
Проведение викторины “Домашние животные”
Создание мини – музея в группе “Домашние животные»
Выступление на открытом занятии (презентация детско-родительских проектов)
Выводы.
Как показывают наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобретают уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
Исследовательская деятельность помогает развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с домашними животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.