Надежда Спирова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А»
Составила воспитатель
Спирова Н. А.
Санкт-Петербург
2016
Цели занятия:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».
2. Учить выделять звук из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «А».
5. Учить детей связному высказыванию.
6. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», домик гласных звуков красного цвета, красный квадрат, карточка с буквой «А», пропись – буква «А», счетные палочки, рабочая тетрадь Коноваленко Е. В. «От А до Я», простой и цветные карандаши.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет примету осени.
1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья» :
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
2. – Ребята, у нас в гостях тетушка Сова. Она приготовила для вас задания.
Послушайте и назовите первый звук в словах :
арбуз, апельсин, автобус, ананас.
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».
II. Основная часть.
3. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».
– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».
5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.
- Нахождение места звука А в словах : аист, мак, белка.
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
7. Знакомство с буквой «А».
– Послушайте стихотворение:
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный. Он живет в красном домике и обозначаем мы его красным цветом.
8. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «В гостях у Большого пальчика».
– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
Давайте попробуем сложить вместе.
9. Выкладывание буквы «А» из счетных палочек, трех красных ниточек, рисование в воздухе.
10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях простым карандашом.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем гласный звук?
– Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили.
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.