Анна Давыдова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Звуки [М], [М’] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Выполнила: воспитатель «МОУ НОШ № 238"
Давыдова А. А.
Тема «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Тип занятия: групповое занятие (25 минут).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему „Звуки [М], [М’] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
• закрепить понятие «согласный звук», его отличие от гласного звука.
• учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
• учить различать твердые и мягкие согласные звуки
• учить определять место звука в слове
• Учить определять глухость-звонкость звуков.
Развивающие задачи:
• способствовать развитию звукобуквенного анализа
• развивать фонематическое восприятие
• развивать зрительное восприятие, память
• развивать, логическое мышление, общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
• развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
• воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• преодолевать негативизм к занятиям.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: картинки по теме, зеркала, «звуковые схемы», пазл с буквой М.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Мотивация - Здравствуйте, ребята. Сегодня мне пришло письмо. Оно из страны букв и звуков. Пишет нам королева этой страны.
«Я – королева звуков и букв, живу во дворце со своими детками: дочками и сыночками. Дочки очень любят петь и обожают красный цвет. А сыночки почти все близнецы близнецы, одни одеваются в синюю одежду, а другие в зелёную.
(Ребята, вы догадались, кто детки этой королевы? звуки.
Андрей, дочки – это какие звуки? Гласные
Настя, почему одни сыночки одеты в синюю одежду, а другие в зелёную? (синяя – твёрдые согласные, а зелёная- мягкие).
Давайте дочитаем письмо: «Вы, наверное догадались, что мои дети – звуки. Двух моих сыновей украла злая колдунья и заперла в свой сундук. Я прошу вас помочь мне освободить их. Вам необходимо выполнить все задания колдуньи и собрать 3 ключа от сундука.
Ребята поможем королеве спасти её сыновей? Послушайте на чем мы отправимся в путь (звук поезда)
Готовы? Тогда отправляемся! Дети садятся на свои места.
Отвечают на вопросы.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Ребята, королева прислала нам подсказку, какие звуки нам нужно освободить. Послушайте рассказ одного из жителей этой страны и назовите звук который пропал из его рассказа. Слушайте внимательно: ( включается аудиозапись: «Сегодня ы поехали на ашине к ише и аше, ели вкусное ароженое и пили сладкий капот»).
Какой же звук пропали из текста? (М и МЬ). Сегодня мы будем освобождать звуки М и МЬ.
Итак, мы приехали. Посмотрите, мы видим 2 указателя. На указателе слева нарисованы ноты, а на указателе справа нарисован забор. Давайте вспомним, что это означают эти указатели и как они связаны со звуками? (Это означает, что надо послушать, поётся ли звук М или нет. Если звук можно пропеть, то это гласный звук и необходимо двигаться влево по указателю с нотами, а если звук М нельзя пропеть и он встречает преграду на своем пути, то этот звук согласный, и значит, нам надо двигаться вправо по указателю с заборчиком). Слушают аудиозапись рассказа. Отвечают на вопросы.
Сидя на стульчиках дети отвечают на наводящие вопросы.
3. Характеристика звука Уточнение артикуляции звука.
- Возьмите зеркала. Давайте сначала произнесём звук [М].
- Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
- Да, а воздух выходит свободно? (нет)
- Что ему мешает? (губы) звук [М] нельзя пропеть, он встречает препятствие, а значит этот звук (гласный или согласный) согласный.
Итак, мы знаем, что мы ищем звук М и он какой? (согласный). С первым заданием мы справились и вот он первый ключ.
Путь открыт, идём по стрелочкам дальше.
Характеристика звуков по твёрдости-мягкости.
Встречаются картинки, где нарисованы братья близнецы (Том и Тим).
- Ребята, Том и Тим они живут в стране букв и звуков. Они говорят, что у них находится 2 ключ от сундука. Но отдадут они его нам только если мы подарим им подарки. Тим и Том братья, но разные по характеру, у Тома твёрдый характер и серьёзный вид, он носит синюю одежду и живёт синем домике. А у Тима характер мягкий, у него зелёная шапочка, и он живёт в зелёном домике. Том и Тим очень любят подарки. Нам надо угадать, какие подарки понравиться Тому, а какие Тиму. Посмотрите внимательно на схемы. (Тим хочет подарки, название которых начинается на звук МЬ, а Том хочет подарки название которых начинается на звук М. На картинках нарисованы МЕШОК, МЯЧ, МИШКА, МЕЛ, ДОМ, МАСЛО, МОРКОВЬ САМОЛЁТ, МЫЛО, МЫШКА.
Тим и Том довольны и дают нам 2 ключ. Отправляемся дальше.
Работа всей подгруппой. Дети, подходят к столам берут зеркала, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.
Продвигаются вправо по направлению к следующему заданию.
Работа всей подгруппой. Смотрят на картинки, отвечают на наводящие вопросы, дают характеристику звуков по твёрдости-мягкости. Поднимают синюю или зелёную карточку.
4. Работа над фонематическим восприятием Задание-эксперимент «Глухой-звонкий»
Перед нами снова два указателя. Какое же задание мы должны выполнить? Один мальчик закрыл уши (он ничего не слышит, как мы скажем про мальчика, который ничего не слышит (он какой, (он глухой, а второй мальчик звонит в колокольчик (колокольчик (какой) звонкий). И звуки у нас могут быть глухими и звонкими. Давайте вспомним, какой эксперемент нам надо провести, чтобы определить глухой звук мы слышим или звонкий? (Для этого нужно положить ладонь на горлышко и послушать, шумит горлышко или нет. Если шумит, то звук- звонкий, а если не шумит, то – глухой). Положите ладонь на горло и произнесите звуки М и МЬ. Горлышко шумит, значит, звуки М и МЬ – звонкие.
И 3 загадку мы с вами разгадали. Звуки М и МЬ – ЗВОНКИЕ.
Я нашла 3 ключ, и мы можем проходить дальше по стрелочкам.
Работа всей подгруппой.
Внимательно слушают и хлопают если слышат звуки М, МЬ.
Работа подгруппой.
Выполняют эксперемент по показу воспитателя и приходят к выводу, что звуки М и МЬ – звонкие.
5. Физминутка Мы будем идти через таинственный лес, высоко поднимая колени, и слушать звуки, Как только мы услышим звуки М и МЬ нам надо присесть и затаиться, чтобы не выдать себя. Дети идут по кругу держась за руки, услышав звуки М и МЬ приседают.
6. Работа с буквой. -Находим сундук, открываем, а там игрушечная буква М.
Ребята, посмотрите, что это? (это букава ЭМ). Буквой Эм обозначают звуки М и МЬ.
Скажите, чем звук отличается от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем. Можно смотреть на схему-подсказку).
- Правильно, звук мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем.
- А на что похожа буква М? Послушайте.
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Но, посмотрите, буква М грустит, потому что у неё не осталось друзей, колдунья спрятала все буквы в большое зеркало и разбили его. Все буквы ЭМ разбиты.
- А мы с вами можем помочь букве М и склеить осколки. На столах лежат подносы с осколками. Возьмите 1 поднос и соберите из осколков букву.
Посмотрите, буква М счастлива, она улыбается и благодарит вас за помощь.
Ну, что наше задание выполнено. Мы освободили звуки М и МЬ и букву ЭМ из плена злой колдуньи, и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на свои места. Звук отъезжающего поезда.
Ответы детей.
Дети рассматривают букву М, слушают стихотворенье.
Сидя за столом, дети лепят из пластилина букву М.
Приклеивают буквы на листочек. Отмечают отличие звука от буквы.
7. Рефлексия деятельности Пока мы едем обратно, давайте подумаем, когда вы придете домой, что вы расскажите родителям, братьям или сёстрам о сегодняшнем занятии? В какую страну мы путешествовали?
Какие звуки мы возвращали из плена злой колдуньи?
Какое задание Вам понравилось больше? Как называется домик для звуков М и МЬ?
А теперь я прошу вас подумать, всё ли у вас получилось на занятии, всё ли было понятно, если да, то поднимите зелёный кружок. Если что-то было непонятно, не справились с каким-то заданием, то поднимите красный кружок.
Я хочу поблагодарить вас за то, что вы были внимательны на занятии, отвечали на вопросы, работали вместе и помогали друг другу.
А наших гостей благодарю, за то, что пришли на наше занятие. Ответы детей