Полина Деревягина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [c], буква С»
Звук С и С, буква С. Путешествие в страну Звуколяндию».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
1. Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;
2. Тренироваться в определении места звуков С и Сь в словах;
3. Развивать межполушарные связи путем применения двуручной деятельности;
4. Развивать творческие способности;
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
• телевизор, ноутбук с презентацией;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [c], буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• камни;
• прозрачные мольберты;
• маркеры;
• подносы с манкой.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
- Ребята, мы с вами сегодня отправимся в волшебную страну звуков, но попасть туда сможет только тот, кто умеет правильно и красиво разговаривать. А для этого нам сначала надо размяться и выполнить артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с героями – совой Соней и гусенком Сеней
- Послушайте, что за звук вы слышите? Это кто-то плачет. А, это наши герои, а почему они плачут? Кто-то украл буквы из их имен и они переживают, что никто не сможет догадаться как же их зовут.
- Давайте попробуем прочитать их имена. Сова Соня и Гусенок Сеня. Каких букв не хватает? Букв С, а каких звуков?
– Звуков С и Сь.
- Давайте им поможем и выложим букву С из камней, которые я насобирала по дороге в волшебную страну. Посмотрите, как выглядит буква С.
4. Характеристика звука С и Сь, артикуляция.
- Какой звук С? – Согласный, глухой, твердый, свистящий.
- Как мы произносим звук С? – Губки улыбаются, зубки заборчиком, язычок горочкой у нижних резцов, холодная струя воздуха выходит из ротика.
Произнесение звука С логопедом, детьми, хором, индивидуально.
- Какой звук Сь? – Согласный, глухой, мягкий, свистящий.
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Ребята, получится у нас вставить сделанные из камней буквы С в имена наших героев?
- Правильно, нет. Значит нам надо отправиться дальше и найти потерянные буквы.
5. Физкультминутка.
- Посмотрите, кто поможет нам добраться быстро в волшебную страну?
Игра «Страус».
Что за птица? Не летает! (махи руками через стороны вверх)
И как песни петь не знает. (пожимание плечами)
Перья пышные, как мех, (наклоны с отведением рук назад)
А бежит быстрее всех. (бег на месте).
- Про кого эта игра?
– Про страуса.
- Где спрятался звук С в слове СТРАУС?
- В начале и конце слова, здесь 2 звука С.
6. Игра «Нарисуй волшебный забор».
- Посмотрите, куда мы попали. Это замок монстрика Сусы. Это он украл буквы С, потому что С и Сь его самые любимые звуки. Он как-то выбрался из своего замка, спрятанного за стеклом. Я знаю, что надо сделать, чтобы он больше никогда не сбегал и не воровал чужие буквы. Давайте нарисуем волшебный забор. Для этого нам нужны прозрачные мольберты и два разноцветных маркера. Один маркер надо взять в правую руку, другой в левую, и по очереди рисовать ровные палочки, но, чтобы монстрик точно не выбрался, мы ещё и произнесем волшебные колдовские звуки, когда будем рисовать забор. Это слоги са и ша.
-Приступаем.
7. Игра «Попугай».
- Заборы у вас получились замечательные, монстрик Суса теперь точно никуда не убежит. Но украденные буквы он нам так и не отдал.
- А давайте мы произнесем его любимые звуки С и Сь, может он тогда сам отдаст нам буквы С.
- Поиграем в игру «Попугай». Я буду говорит, а вы вместе дружно повторяйте за мной.
СА-СО-СУ-СЫ АС-ОС-УС-ЫС
СО-СУ-СЫ-СА ОС-УС-ЫС-АС
СУ-СЫ-СА-СО УС-ЫС-АС-ОС
СЫ-СА-СО-СУ ЫС-АС-ОС-УС
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СТО-СТУ-СТЫ-СТА
СТЯ-СТЕ-СТЁ-СТЮ
СТЫ-СТА-СТО-СТУ
АСТ-ОСТ-УСТ-ЫСТ
ОСТ-УСТ- ЫСТ-АСТ
УСТ-ЫСТ-АСТ-ОСТ
ЫСТ-АСТ-ОСТ-УСТ
(дети проговаривают слоги по цепочке).
- Ну вот монстрик и вернул нам буквы. Давайте вернем их в имена наших героев.
8. Игра «Рисование пальцами в манке».
- Ребята, мне так жалко нашего монстрика. Он остался совсем один в своем королевстве за забором. А давайте нарисуем ему друзей – монстриков и придумаем им имена на звук С или Сь.
Дети рисуют пальцами на подносах с манкой монстриков и придумывают им имена.
9. Итог занятия.
-где мы с вами были, то делали, кому помогали?
- какой звук повторяли?
- какую букву выкладывали из камней?
- дайте характеристику этому звуку;
- расскажите про его правильную артикуляцию;
- какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?