УкраинцеваТатьяна Владимировна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. «Буква Л, обозначающая [л] и [л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - повторить звук [л] и познакомить с буквой Л, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить правильное произношение звуков [Л] [Л’];
• формирование умения определять местоположение звука в слове;
• закрепить навыки дифференциации звуков [Л] - [Л’] в словах;
• познакомить с графическим образом буквы «Л»;
• совершенствовать навык звукового анализа слов;
• совершенствовать навык составления предложений по схеме.
Развивающие:
• развивать фонематические процессы;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе, „Буква Л, обозначающая [л] и [л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• активизировать, расширять и уточнять словарь детей;
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать воображение;
• развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
• развивать память;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
• воспитание положительной мотивации в образовательной деятельности; воспитание познавательного интереса через использование игровых приёмов;
• воспитание правильной звуковой культуры речи;
• воспитание самоконтроля. Оборудование:
- карточки с буквами на магнитах;
- изображение «следов» с картинками;
- компьютер и компьютерная презентация;
- изображение буквы Л на листе;
- квадраты синего и зеленого цвета с колокольчиками (2);
- тетради;
- карандаши; записка.
1. Организациоонный момент.
Дети входят в группу и видят на полу следы.
В: - Ребята, посмотрите кто- то у нас побывал, наследил. А следы интересные с картинками. Давайте попробуем угадать кто – это?
А для этого составим слово по первым звукам названия каждой картинки.
Определите первый звук в слове и поместите соответствующую букву на доску.
Дети из предложенных букв (на парте) выбирают соответствующие буквы и помещают на доску.
В: Прочитаем слово.
Дети: ЛУНТИК
В: - А кто это - Лунтик?
Дети: Это герой мультфильма. Он спустился с луны.
В: А где же он? Ребята, смотрите записка от Лунтика: Помогите! Я так хотел все узнать о звуке,но попал в лабиринт и заблудился,выполнив все задания,вы поможете найтивыход. Жду помощи. Поможем Лунтику? 2. Основная часть.
1. Перед отправлением выполним зарядку для язычка:Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах) .Слайды 2-4
«Улыбка – трубочка» - Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки на санках катаются.
«Горка» - Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка –
Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз
На санках катится малыш.
- Приоткрыл язык окно, а на улице свежо. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка» - Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
- А около дома стояли качели.
«Качели» - Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
2. Ребята,слушаем первое задание.
- Угадаем, о каких звуках ЛЛЛЛЛУнтик хотел узнать (слайд№5)
- Произнесите слова.
Какие звуки вы услышали в конце слов?
Дети:- звук [ л].
Дети: - звук [ л’].
- Да, действительно Лунтик хотел узнать о звуках [Л- Л’](слайд№6)
- Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (Л, что делает язычок?
Дети: Язычок поднимается наверх, за зубки.
В: - Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (Произношение).Давайте вспомним, чем похожи эти звуки?
Дети: Похожи: согласные, звонкие.
В: В чем их отличие?
Дети: Отличие: звук [л ]- твердый
Звук [л ] – мягкий
В: вспомните, каким квадратиком мы обозначаем звук [л] ?
Дети: звук [ л] мы обозначаем синим квадратиком с колокольчиком.
В: Покажите квадратик.
В: а как обозначаем звук [л’] ?
Дети: звук л’ мы обозначаем зеленым квадратиком с колокольчиком.
В: покажите квадратик.
Игра «Поймай звук»
-Ла, ля, лё, ло, лу, лю, лы, ли.
В: ребята, а как на письме мы обозначаем звуки [ л – л*]
Дети: Буквой
Воспитатель помещает на доску букву Л (в центр)
В: - Давайте покажем эту букву руками.
Воспитатель и дети показывают пальчиковый образ буквы Л.
3. В: - Ребята, следующее задание:чтение слогов. Я буду показывать вам слоги,а выих будете читать по цепочке, т. е. друг за другом. (слайд№7).
4. Деление слов на слоги. (слайд№8).
В лабиринте нам повстречался поезд. Вам нужно рассадить пассажиров по вагонам. Количество окошек в вагоне должно совпадать с количеством слогов в названии сказочного героя.
-Молодцы, ребята! А теперь давайте отдохнем.
5. Динамическая пауза.
Вот со звуком Л слова:
Лоб, затылок, голова, (показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти, (вращать кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука л нет в слове ногти. (показать ногти)
Глазки, тело и лопатки, (поморгать глазами, погладить туловище, свести лопатки)
Звука Л нет в слове пятки. (присесть, дотронуться до пяток)
6. В: -Продолжаем движение по лабиринту. (слайд№9).
В каждом ряду нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. 7. Упр. «Где слышен звук?» (слайд№10)
Проверим, правильно ли подобраны слова.
8. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте. Все слова подбирайте со звуком «Л» или «Ль».
1. Целый день «ца-ца-ца»
Вот и все ёё …. (слова)
2. Мёд в лесу медведь нашёл
Мало мёду, много…. (пчёл).
3. Подготовлен самолёт
Отправляемся в …. (полёт)
4. Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось …. (мыло)
5. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки)
6. Молодчина эта Лина
Лепит всё из … (платилина).
- Составь предложения по картинкам. Составьте предложения со словами, в которых слышим звуки Л – Л*. (Слайд 11)
9: Перекрасим предметы в зелёный цвет (слайд№ 12)
(зелёная краска, зелёное ведро, зелёный забор,, зелёные кубики).
10. В: - Посмотрите,перед вами тетрадь. Это значит, что нам предстоит работа в тетрадях. Прежде чем преступить к выполнению задания,мы разомнем пальчики.
Пальчиковая разминка
Пальцы крепко прижимаем (дотронуться пальчиками до большого, на обеих руках)
И ладошки растираем (потирать ладони)
Сильно, сильно, сильно жмем, (руки в «замок» пальчики сжимать)
Разогреться им даем. (потирать ладони).
- Какие вы молодцы, все задания.
Итог:(слайд№13) -А вот и наш герой! Мы дружно поработали и помогли Лунтику выбраться из лабиринта.
- Какие задания мы выполняли?
- Вам интересно было?
- Вот вам подарки от Лунтика.