Елена Братухина
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль
Образовательные:
-Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;
учить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.
- Учить самостоятельно анализировать слова.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы „Звуки [л]-[л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание, фонематический слух, слуховую память, внимание. Развивать мыслительные операции.
- Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков л- ль. Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».
- Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Методические приё мы:
- наглядный (пособия и картинки);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);
- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Словарная работа: закрепление понятий: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «слово».
Предварительная работа: д/игры «Поймай звук», «Хлопни- топни», «Назови ласково», артикуляционная гимнастика, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Соню, Настю; добиваться чёткого произношения данного звука у Лиры, Кирилла.
Материал: игрушка Незнайка; картинки с изображением предметов и животных, в которых есть звуки Л, Ль; изображение большого и маленького теплохода, индивидуальные зеркала, синий и зелёный жетоны.
1. Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть, (хлопаем в ладоши)
Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)
Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
2. Основная часть. Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость. Посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка). Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не видел, как дети подготовительной группы готовятся к школе и хочет посмотреть, чем вы будете заниматься.
Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и языка.
( Дети выполняют упражнения: «Улыбка», «Лошадка», «Качели», «Маляр»).
Молодцы! Хорошо выполнили гимнастику для губ и языка!
Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет послушать, как вы умеете их отгадывать. В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на доске появятся эти картинки.
На потолке висит,
На нас глядит (лампочка).
Кто приклеил майским днем
Рукавичку над окном,
Поселил в нее жильцов,
Непоседливых птенцов (ласточка).
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает (лук).
Сама не ем, а людей кормлю (ложка).
(Воспитатель произносит название картинок еще раз). Вот видите, ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи? (Все слова начинаются со звука «л»).
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».
Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л» : губы слегка в улыбке, зубы сближены; кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам; горлышко дрожит.
(Дети произносят звук, проверяя артикуляцию звука перед зеркалами)
Ребята, как вы думаете, звук л согласный или гласный? (согласный - язык создает преграду воздуху, твердый, звонкий- горлышко дрожит. Обозначаем синим цветом).
Послушайте загадку и угадайте, на каком транспорте Незнайка любит путешествовать:
По морям и океанам
Ходит путник неустанный
И бывалый мореход –
Пассажирский (теплоход)
Правильно ребята- это теплоход. В слове «теплоход» тоже есть звук Л. Сейчас мы с вами поиграем. Когда теплоход будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубы. Поплыли.
Язычок поработал, теперь приготовили ладошки. Будем с вами искать звук (Л). Д/игра «Поймай звук»
м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.
Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку Л, чтобы образовать с ним новые слоги.
Я буду называть вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:
л – а, л – о, л – у, о-л, а-л, у-л, и-л.
Снова приготовили ладошки, все вместе будем «ловить» слоги со звуком (Л) :
да, ба, ла, ка, ал, ту, ел, сы, ло, пы, лы, ша, до, лу, ол.
А теперь поищем звук (Л) в словах:
Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа, стул, кот.
Молодцы, правильно справились со всеми заданиями!
Скажите, ребята, для чего нужен теплоход? (ответы детей)
Правильно, на теплоходе можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем теплоходе багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова (на ящиках схемы слов, где звук в начале, в середине в конце слова. Дети по одному подходят к доске, достают картинку из мешочка и располагают её под подходящим ящиком. Д/игра «Волшебный мешочек»).
Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите: рядом с нашим теплоходом проплывает маленький, значит и груз перевозит небольшой. Большой теплоход перевозит ложку, а маленький…ложечку (тарелку- тарелочку, стол- столик, лук- лучок, лопату- лопаточку, пилу- пилочку, яблоко- яблочко, флаг- флажок, стул- стульчик).
Кроме багажа на нашем теплоходе поплывут пассажиры. А какие, вы должны отгадать:
Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками. (Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Четыре копыта,
Длинные уши,
Меньше лошади
В холке он ростом! (Осёл)
(На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных).
В теплоход все пассажиры садятся на места, указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове : начало, середина, конец).
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали!
Ребята, у звука «л» есть младший брат -мягкий звук «ль».
(Произносим звук перед зеркалом, назвать положение языка при произнесении звука ль)
Звук «л» мы будем обозначать синим цветом, а звук «ль» - зеленым.
Давайте поиграем в игру «Сигнальщики» : если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый)
Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля…
Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, лев, халва, лодка, апельсин, лампа.
Ребята, отгадайте загадку и узнаете, картинка с каким изображением появится на доске:
В птичник повадится- жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы (лиса).
Молодцы, правильно! А как называют детёныша лисы? Папу лисёнка? Лису ласково?
( Выставить картинку с изображением лиса: произвести звукослоговой анализ слова : сколько звуков в этом слове; какой первый звук; какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим цветом, выкладывание схем из кружков; вспомнить, что сколько гласных, столько и слогов). По аналогии со словом лиса.
Посмотрите, Незнайка принёс вам картинки, нужно провеста стрелочку от картинки к нужному символу: если в слове твёрдый звук л, к синему кругу, к зелёному,если звук ль.
Но прежде, чем приступить к заданию, сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая игра «Бабушка кисель варила».
(Дети выполняют задания)
3. Рефлексия:
А теперь скажите мне, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
(Со звуками Л, Ль). Ребята, какое задание для вас было сложным? Что понравилось? Какие задания были для вас лёгкими? Вы молодцы! Незнайке очень понравилось, как вы работали и он хочет вас поблагодарить (детям раздаются звёздочки). Скажем ему «до свидания», он поплывёт на теплоходе в Цветочной город и расскажет своим друзьям, где он был и чему научился.