Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»

Елена Братухина
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Образовательные:

-Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;

учить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.

- Учить самостоятельно анализировать слова.

- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.

Темочки:

Правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание, фонематический слух, слуховую память, внимание. Развивать мыслительные операции.

- Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков л- ль. Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

- Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Методические приё мы:

- наглядный (пособия и картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная работа: закрепление понятий: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «слово».

Предварительная работа: д/игры «Поймай звук», «Хлопни- топни», «Назови ласково», артикуляционная гимнастика, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Соню, Настю; добиваться чёткого произношения данного звука у Лиры, Кирилла.

Материал: игрушка Незнайка; картинки с изображением предметов и животных, в которых есть звуки Л, Ль; изображение большого и маленького теплохода, индивидуальные зеркала, синий и зелёный жетоны.

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас играть, (хлопаем в ладоши)

Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)

2. Основная часть. Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость. Посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка). Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не видел, как дети подготовительной группы готовятся к школе и хочет посмотреть, чем вы будете заниматься.

Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и языка.

( Дети выполняют упражнения: «Улыбка», «Лошадка», «Качели», «Маляр»).

Молодцы! Хорошо выполнили гимнастику для губ и языка!

Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет послушать, как вы умеете их отгадывать. В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на доске появятся эти картинки.

На потолке висит,

На нас глядит (лампочка).

Кто приклеил майским днем

Рукавичку над окном,

Поселил в нее жильцов,

Непоседливых птенцов (ласточка).

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает (лук).

Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

(Воспитатель произносит название картинок еще раз). Вот видите, ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи? (Все слова начинаются со звука «л»).

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л» : губы слегка в улыбке, зубы сближены; кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам; горлышко дрожит.

(Дети произносят звук, проверяя артикуляцию звука перед зеркалами)

Ребята, как вы думаете, звук л согласный или гласный? (согласный - язык создает преграду воздуху, твердый, звонкий- горлышко дрожит. Обозначаем синим цветом).

Послушайте загадку и угадайте, на каком транспорте Незнайка любит путешествовать:

По морям и океанам

Ходит путник неустанный

И бывалый мореход –

Пассажирский (теплоход)

Правильно ребята- это теплоход. В слове «теплоход» тоже есть звук Л. Сейчас мы с вами поиграем. Когда теплоход будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубы. Поплыли.

Язычок поработал, теперь приготовили ладошки. Будем с вами искать звук (Л). Д/игра «Поймай звук»

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку Л, чтобы образовать с ним новые слоги.

Я буду называть вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а, л – о, л – у, о-л, а-л, у-л, и-л.

Снова приготовили ладошки, все вместе будем «ловить» слоги со звуком (Л) :

да, ба, ла, ка, ал, ту, ел, сы, ло, пы, лы, ша, до, лу, ол.

А теперь поищем звук (Л) в словах:

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа, стул, кот.

Молодцы, правильно справились со всеми заданиями!

Скажите, ребята, для чего нужен теплоход? (ответы детей)

Правильно, на теплоходе можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем теплоходе багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова (на ящиках схемы слов, где звук в начале, в середине в конце слова. Дети по одному подходят к доске, достают картинку из мешочка и располагают её под подходящим ящиком. Д/игра «Волшебный мешочек»).

Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите: рядом с нашим теплоходом проплывает маленький, значит и груз перевозит небольшой. Большой теплоход перевозит ложку, а маленький…ложечку (тарелку- тарелочку, стол- столик, лук- лучок, лопату- лопаточку, пилу- пилочку, яблоко- яблочко, флаг- флажок, стул- стульчик).

Кроме багажа на нашем теплоходе поплывут пассажиры. А какие, вы должны отгадать:

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками. (Волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Четыре копыта,

Длинные уши,

Меньше лошади

В холке он ростом! (Осёл)

(На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных).

В теплоход все пассажиры садятся на места, указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове : начало, середина, конец).

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали!

Ребята, у звука «л» есть младший брат -мягкий звук «ль».

(Произносим звук перед зеркалом, назвать положение языка при произнесении звука ль)

Звук «л» мы будем обозначать синим цветом, а звук «ль» - зеленым.

Давайте поиграем в игру «Сигнальщики» : если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый)

Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля…

Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, лев, халва, лодка, апельсин, лампа.

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, картинка с каким изображением появится на доске:

В птичник повадится- жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы (лиса).

Молодцы, правильно! А как называют детёныша лисы? Папу лисёнка? Лису ласково?

( Выставить картинку с изображением лиса: произвести звукослоговой анализ слова : сколько звуков в этом слове; какой первый звук; какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим цветом, выкладывание схем из кружков; вспомнить, что сколько гласных, столько и слогов). По аналогии со словом лиса.

Посмотрите, Незнайка принёс вам картинки, нужно провеста стрелочку от картинки к нужному символу: если в слове твёрдый звук л, к синему кругу, к зелёному,если звук ль.

Но прежде, чем приступить к заданию, сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Бабушка кисель варила».

(Дети выполняют задания)

3. Рефлексия:

А теперь скажите мне, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

(Со звуками Л, Ль). Ребята, какое задание для вас было сложным? Что понравилось? Какие задания были для вас лёгкими? Вы молодцы! Незнайке очень понравилось, как вы работали и он хочет вас поблагодарить (детям раздаются звёздочки). Скажем ему «до свидания», он поплывёт на теплоходе в Цветочной город и расскажет своим друзьям, где он был и чему научился.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 13:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Братухина (УИ 2410833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД