Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»

Елена Братухина
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Образовательные:

-Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;

учить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.

- Учить самостоятельно анализировать слова.

- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы „Звуки [л]-[л’]“» размещена в разделах

Правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание, фонематический слух, слуховую память, внимание. Развивать мыслительные операции.

- Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков л- ль. Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

- Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Методические приё мы:

- наглядный (пособия и картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная работа: закрепление понятий: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «слово».

Предварительная работа: д/игры «Поймай звук», «Хлопни- топни», «Назови ласково», артикуляционная гимнастика, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Соню, Настю; добиваться чёткого произношения данного звука у Лиры, Кирилла.

Материал: игрушка Незнайка; картинки с изображением предметов и животных, в которых есть звуки Л, Ль; изображение большого и маленького теплохода, индивидуальные зеркала, синий и зелёный жетоны.

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас играть, (хлопаем в ладоши)

Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)

2. Основная часть. Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость. Посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка). Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не видел, как дети подготовительной группы готовятся к школе и хочет посмотреть, чем вы будете заниматься.

Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и языка.

( Дети выполняют упражнения: «Улыбка», «Лошадка», «Качели», «Маляр»).

Молодцы! Хорошо выполнили гимнастику для губ и языка!

Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет послушать, как вы умеете их отгадывать. В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на доске появятся эти картинки.

На потолке висит,

На нас глядит (лампочка).

Кто приклеил майским днем

Рукавичку над окном,

Поселил в нее жильцов,

Непоседливых птенцов (ласточка).

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает (лук).

Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

(Воспитатель произносит название картинок еще раз). Вот видите, ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи? (Все слова начинаются со звука «л»).

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л» : губы слегка в улыбке, зубы сближены; кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам; горлышко дрожит.

(Дети произносят звук, проверяя артикуляцию звука перед зеркалами)

Ребята, как вы думаете, звук л согласный или гласный? (согласный - язык создает преграду воздуху, твердый, звонкий- горлышко дрожит. Обозначаем синим цветом).

Послушайте загадку и угадайте, на каком транспорте Незнайка любит путешествовать:

По морям и океанам

Ходит путник неустанный

И бывалый мореход –

Пассажирский (теплоход)

Правильно ребята- это теплоход. В слове «теплоход» тоже есть звук Л. Сейчас мы с вами поиграем. Когда теплоход будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубы. Поплыли.

Язычок поработал, теперь приготовили ладошки. Будем с вами искать звук (Л). Д/игра «Поймай звук»

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку Л, чтобы образовать с ним новые слоги.

Я буду называть вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а, л – о, л – у, о-л, а-л, у-л, и-л.

Снова приготовили ладошки, все вместе будем «ловить» слоги со звуком (Л) :

да, ба, ла, ка, ал, ту, ел, сы, ло, пы, лы, ша, до, лу, ол.

А теперь поищем звук (Л) в словах:

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа, стул, кот.

Молодцы, правильно справились со всеми заданиями!

Скажите, ребята, для чего нужен теплоход? (ответы детей)

Правильно, на теплоходе можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем теплоходе багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова (на ящиках схемы слов, где звук в начале, в середине в конце слова. Дети по одному подходят к доске, достают картинку из мешочка и располагают её под подходящим ящиком. Д/игра «Волшебный мешочек»).

Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите: рядом с нашим теплоходом проплывает маленький, значит и груз перевозит небольшой. Большой теплоход перевозит ложку, а маленький…ложечку (тарелку- тарелочку, стол- столик, лук- лучок, лопату- лопаточку, пилу- пилочку, яблоко- яблочко, флаг- флажок, стул- стульчик).

Кроме багажа на нашем теплоходе поплывут пассажиры. А какие, вы должны отгадать:

Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками. (Волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Четыре копыта,

Длинные уши,

Меньше лошади

В холке он ростом! (Осёл)

(На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных).

В теплоход все пассажиры садятся на места, указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове : начало, середина, конец).

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали!

Ребята, у звука «л» есть младший брат -мягкий звук «ль».

(Произносим звук перед зеркалом, назвать положение языка при произнесении звука ль)

Звук «л» мы будем обозначать синим цветом, а звук «ль» - зеленым.

Давайте поиграем в игру «Сигнальщики» : если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый)

Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля…

Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, лев, халва, лодка, апельсин, лампа.

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, картинка с каким изображением появится на доске:

В птичник повадится- жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы (лиса).

Молодцы, правильно! А как называют детёныша лисы? Папу лисёнка? Лису ласково?

( Выставить картинку с изображением лиса: произвести звукослоговой анализ слова : сколько звуков в этом слове; какой первый звук; какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим цветом, выкладывание схем из кружков; вспомнить, что сколько гласных, столько и слогов). По аналогии со словом лиса.

Посмотрите, Незнайка принёс вам картинки, нужно провеста стрелочку от картинки к нужному символу: если в слове твёрдый звук л, к синему кругу, к зелёному,если звук ль.

Но прежде, чем приступить к заданию, сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Бабушка кисель варила».

(Дети выполняют задания)

3. Рефлексия:

А теперь скажите мне, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

(Со звуками Л, Ль). Ребята, какое задание для вас было сложным? Что понравилось? Какие задания были для вас лёгкими? Вы молодцы! Незнайке очень понравилось, как вы работали и он хочет вас поблагодарить (детям раздаются звёздочки). Скажем ему «до свидания», он поплывёт на теплоходе в Цветочной город и расскажет своим друзьям, где он был и чему научился.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 13:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звуки [л]-[л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Братухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД