Елена Семёнова
Конспект НОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Путешествие в зоопарк» (дифференциация звуков [С]-[З])
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в зоопарк»(Дифференциация звуков С – З)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская.
Задачи: Коррекционно – образовательные: закрепить умение чётко артикулировать согласные звуки С, З; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; упражнять в сравнении и различении звуков С, З с помощь. зрительного, слухового, тактильного контроля; упражнять в определении позиции звука в слове; учить производить слухо – произносительную дифференциацию звуков С, З; закрепить графический образ букв С, З.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие и слух на материале звуков С, З; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; внимание, логическое мышление; проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».
Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение работать в течение всего занятия; слушать педагога; умение взаимодействовать друг с другом.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач; умеет работать в коллективе; способен активно работать на протяжении всего занятия; имеет представление о характеристике согласных звуков, нахождении позиции звуков в словах; способен давать характеристику звуков с помощью зрительного, слухового, тактильного контроля.
Оборудование: игрушки заяц и собачка; символы звуков С, З; картинный материал; зеркала; звуковая таблица; буквы С, З; конверты с контурами букв; макет зоопарка; простые карандаши.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Проходите в группу и станьте в кружок. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь – поделитесь хорошим настроением.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие – мы отправимся с вами в зоопарк. Поделитесь со мной, что вы знаете о зоопарке? (после ответов детей - обобщение педагога).
- Догадайтесь, кто нас туда пригласил? (загадывание загадок) :
Много бед таят леса, Жил-был маленький щенок.
Волк, медведь там и лиса! Он подрос, однако,
Наш зверёк живёт в тревоге, И теперь он не щенок -
От беды уносит ноги. А взрослая (собака)
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
- Дети отгадывают загадки, игрушки зайца и собачки выставить на стол перед детьми.
2. Сообщение темы занятия:
- Тема нашего занятия «Путешествие в зоопарк», а помогать нам будут зайчик и собачка.
- Путешествие наше долгое и трудное. Зайчику понадобиться зонт, замок, заколка – какой звук вы слышите в начале слов? (З). Собачке понадобиться самокат, салфетка, сумка какой звук вы слышите в начале слов? (С).
- Молодцы, ребята! А как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня закреплять в речи? (С, З) Правильно, ребята. Мы будем учиться сравнивать и различать согласные звуки С – З. А теперь садитесь на свои места.
3. Характеристика, анализ и сравнение звуков С, З (с помощью зрительного, тактильного, слухового и вибрационного контроля) :
- Садимся красиво: спинка ровная, ножки стоят на полу под столом.
- Возьмите зеркало, улыбнитесь, зубки сделайте заборчиком, язычок опустите за нижние зубки и произнесите звук «С» - он похож на песенку суслика (выставить символ). Мы можем пропеть звук С? Значит, он согласный. Что мешает выйти воздуху? - зубки, они сближены друг с другом. Воздух встречает преграду – зубки. А губки что делают?- улыбаются. Звенит ли горлышко, когда мы произносим согласный звук С? – нет, значит он глухой. А теперь поднесите ладонь к губам и подуйте С-С-С, какой выходит воздух? - холодный, значит воздушная струя холодная.
- А теперь мы с вами повторим характеристику согласного звука С с опорой на символы.
- А теперь ещё раз посмотрите в зеркало, улыбнитесь, зубки сделайте заборчиком, язычок опустите за нижние зубки и произнесите звук «З» - он похож на песенку комара (выставить символ). Мы можем пропеть звук З? Значит, он согласный. Что мешает выйти воздуху? - зубки, они сближены друг с другом. Воздух встречает преграду – зубки. А губки что делают?- улыбаются. Звенит ли горлышко, когда мы произносим согласный звук С? – да, значит он звонкий. А теперь поднесите ладонь к губам и подуйте З-З-З, какой выходит воздух? - холодный, значит воздушная струя холодная.
- А теперь мы с вами повторим характеристику согласного звука З с опорой на символы.
- А чем отличаются согласные звуки С – З? (ответы детей)
4. Развитие фонематического слуха:
- По дороге в зоопарк собачка и зайка предлагают поиграть в игру «Топни – хлопни». Ушки приготовили, ножки приготовили, ладошки приготовили? Если вы услышите словах звук С, то хлопните в ладоши, а если услышите в словах звук З, то топните ножкой. Будьте внимательны!
- Са, за, сы, зу, зайка, зубы, сапоги, санки, забор, замок, суслик, сок, зонт, собака, сон, ваза, стакан, сушка, загадка…
- Молодцы, ребята, справились с заданием!
5. Работа с картинным материалом:
- Ну вот мы с вами и подошли к зоопарку (дети подходят к столу, на котором разложены картинки животных: собака, свинья, носорог, лиса, ослик, слон, заяц, коза, змея, морская звезда, зубр).
- Ребята, расскажите, кто нас встречает в зоопарке?
- Игра «Рассели животных»
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают – как? куда?
Помогите, детвора!
- Ребята, я вам предлагаю расселить животных в свои дома. Если в слове вы слышите звук С, то ставьте картинку рядом с символом звука С. А если в слове слышится звук З, то ставьте картинку рядом с символом звука З.
- Молодцы, ребята. Зоопарк у нас необычный, потому что живут там разные животные, и все они дружат между собой.
- А сейчас выберите себе понравившуюся картинку и положите на стол.
- Мы многое успели сделать и я вам предлагаю немного отдохнуть.
6. Физминутка
Раз, два, три, четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руку вытянуть пошире – раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать
На носок, потом на пятку.
Пять, шесть – тихо сесть.
7. Определение позиции звука в слове :
- Ребята, у нас на столе осталась одна картинка – ёжик. Ё жик предлагает вам следующее задание: нужно определить место звука С или З в названиях животных, которые вы себе выбрали. Звук может стоять в начале слова, середине и конце.
Ходит ёжик вдоль дорожек
От начала до конца.
В слове ёж найти поможет
Место звука беглеца.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
8. Связь звука с буквой :
- Ребята, животных мы с вами расселили, с заданием ёжика справились, теперь осталось помочь и звукам С и З. У звука С есть домик, который называется буква С (демонстрация буквы и стихотворный текст). Звук З живёт в домике, который называется буква З (демонстрация и стихотворение).
- Ребята, давайте вспомним, чем звуки отличаются от букв?
- У вас на столах лежат конверты, подвиньте их к себе и посмотрите, что у вас там лежит. Правильно, это буквы С и З. А теперь возьмите карандаши и обведите по контуру буквы.
9. Итог занятия (рефлексия) :
- Ребята, ну вот и подошло к концу наше путешествие.
- Где мы сегодня побывали?
- Какие согласные звуки нам помогали в путешествие?
- Давайте мы вспомним характеристику звуков С и З, чем они различаются?