Елена Смирнова
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшей группы «Звук [ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшей группы «Звук ч. Буква Ч»
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшей группы „Звук [ч], Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4) совершенствовать звуковой анализ;
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в необычный город Звукоград.
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваш новый звук»
Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в Звукограде?
Дети: Звуки.
Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новым звуком.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Звук [ч].
Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.
Дети: Ч-ч-ч.
Воспитатель: Звук ч можно пропеть?
Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.
Вика, дай полную характеристику звука [ч].
Вика: Звук [ч] согласный, всегда мягкий.
2. Основная часть
В. : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить слова. Вы хлопайте в ладоши, если услышите слово со звуком [ч].
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель : Молодцы, все были очень внимательными.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем со звуками.
Вам надо быть внимательными и место звука в слове указать.
В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.
( аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, чеснок, печка).
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
Воспитатель : Ребята, наше путешествие по Звукограду продолжается и я вас приглашаю на улицу Чистоговорок. (дети идут по кругу)
Ча-ча-ча-у меня три калача.
Чу-чу-чу-всем друзьям по калачу.
Чи-чи-чи-красные кирпичи.
Чо-чо-чо-ох, как горячо.
Ач-ач-ач-пришел врач.
Оч-оч-оч-скоро ночь.
Уч-уч-уч-у меня ключ.
Ча-ча-ча-увидели грача.
Чу-чу-чу-молоточком стучу.
Чи-чи-чи-пироги в печи.
Работа на интерактивном оборудовании
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Чей детеныш?».
(дети называют детенышей и запоминают в каком названии есть звук ч)
Воспитатель : Ребята, скажите в названии каких детенышей животных есть звук ч?
Дети: волчонок и зайчонок.
Воспитатель:А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)
Вам надо назвать друг друга по имени ласково, в этом вам и поможет звук ч.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить интересное задание.
На столе разложены картинки с разными предметами, вам надо определить есть ли в слове звук ч, если нет, то подумать как можно его изменить, добавляя звук ч. Например, в слове лиса звука ч нет, а если мы скажем ласково лисичка, то звук появится.
На каждом стуле прикреплена схема, обозначающая место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Вы находите нужную схему и садитесь на этот стул.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.
7. Подведение итогов занятия
Воспитатель: В какой город мы совершили путешествие?
Дети: В Звукоград.
Воспитатель: С каким звуком познакомились?
Ребята. Назовите еще раз характеристику
звука [ч].
Дети: Звук [ч] – согласный и всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, эти картинки из Звукограда и звук ч вам их дарит.