Людмила Цветкова
Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Составление описательного рассказа
по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
(группа дошкольного возраста с 6 – 7 лет)
Цель:
Формировать умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
- формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, отражать его словом;
- продолжать формировать умение подбирать определения и сравнения, синонимы и антонимы;
Публикация «Составление описательного рассказа по картине И, Левитана „Весна, Большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- формировать умение придумывать предложения и произносить их, передавая голосом чувства радости и огорчения;
- развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
портрет И. И Левитана, репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; полоски с оттенками серого и синего цветов, аудиозапись А. Вивальди «Весна», модели рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В. : - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, который написал поэт А. Плещеев «Весна». Вы его внимательно послушайте и назовите признаки весны, которые вы услышали в стихотворении.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется, листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала. (А. Плещеев «Весна»)
Дети называют признаки весны, описанные в стихотворении. Если дети перечислили не все признаки, то можно задать вопрос: «А что еще вы услышали в этом стихотворении про весну?». Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель еще раз читает стихотворение или отрывок из него с теми признаками, которые дети не назвали.
В. : - Как вы понимаете выражение «повеяло весною», «лес оденется листвою», «чиста небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь миновала»?
2. Основная часть.
Многие писатели, поэты, композиторы, художники посвящали свои произведения весне.
К теме весны обратился и художник Исаак Левитан. Вдохновлённый красотой весенней природы он создал свою известную картину. Давайте её рассмотрим. Как бы вы её назвали? (рассматривание картины, ответы детей)
В: - Как вы узнали, что это весна? (ответы детей)
- Можно ли определить, в какой день художник написал картину : солнечный или ненастный? (ответы детей)
- Как вы узнали, что день солнечный? (ответы детей)
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
- А Исаак Левитан назвал её «Весна. Большая вода».
- Как можно сказать «большая вода» по - другому? (ответы детей)
В. : -Художник изобразил половодье. Слово половодье произошло от слова – полная вода (большая вода, когда реки освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Вода разлилась так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.
- Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная, спокойная, обильная, холодная)
- Почему вода такого цвета? (небо отражается в воде)
- Какие краски использовал художник? (ответы детей)
- У меня на столе лежат предметы. (среди 3-4 разнообразных предметов находится зеркало). Посмотрите и назовите предметы, которые помогут вам рассказать о воде (зеркало). - Что ещё можно сказать о воде, сравнивая её с зеркалом? (в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)
- Как художник изобразил деревья? (в воде отражаются деревья, стоят тонкие извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)
- Что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака). Оно такое же голубое, как эта полоска (показывается полоска голубого цвета) А какого цвета небо? (светло – голубое) Правильно, светло- голубое. А как можно еще сказать? (голубоватое) Выберите полоску такого цвета, какое небо изобразил художник. (на столе лежат несколько полосок с оттенками синего цвета)
- А что изображено на переднем плане картины? (изогнутый берег, песчаный берег, маленькая лодка)
- На что похож берег? (месяц, лук) На столе лежат картинки – подсказки, помогающие дать определение берега.
- На переднем плане мы видим лодку. Как вы думаете, как она там оказалась? (на ней мог приехать художник, чтобы писать свою картину, людям нужна лодка, чтобы добраться до домиков или амбара)
- Что мы видим на дальнем плане картины? (видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (радость, наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло, жаль деревья, которые оказались в воде)
- Как вы думаете, что Левитану хотелось рассказать нам про весну?
- Что художнику казалось интересным, красивым?
- Почему И. Левитан назвал свою картину – «Весна. Большая вода»?
3. Динамическая пауза
«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
4. Вхождение в картину. (звучит тихая музыка А. Вивальди «Весна» не более 1 минуты)
В. : -Ребята, послушайте. Звучит музыка, которая приглашает нас в увлекательное путешествие по картине.
Музыка перестает звучать.
В. : Закройте глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине.
В. : - Что вам захотелось сейчас сделать? (побродить по берегу, покататься на лодке, ловить рыбу….)
- Давайте пройдем по берегу и прикоснемся ко всему, что вас заинтересовало. Какие ощущения вы испытываете? (называя ребё нка по имени спросить: к чему ты прикоснулся, что почувствовал: согретый позолоченный солнцем берег, холодный, влажный, сырой песок, деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья, дома в воде, вода прозрачная холодная, солнце греет, припекает, в тени холодно, деревья холодные шершавые)
- Можно ли что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное на этой картине? (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)
- Обратите внимание на березку, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий.
- А теперь вдохните глубоко и почувствуйте запах, которым наполнена картина. Что вы чувствуете здесь? (свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)
- А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)
- Наше путешествие закончилось, закройте глаза. Нам пора возвращаться в детский сад. Открываем глаза.
5. Составления плана рассказа в виде графического плана.
В. : - Ребята давайте составим план, который поможет вам составить рассказы о картине И. Левитана «Весна. Большая вода». (выставляются модели рассказа)
1. В каком жанре написана эта картина : портрет, натюрморт, пейзаж?
2. Почему вы решили, что это пейзаж?
1. Как называется картина?
2. Кто ее написал?
3. Что нарисовано на картине, опишите небо, землю, деревья.
4. Какие краски использовал художник?
5. Какое впечатление производит картина?
Воспитатель выслушивает рассказ 2 – 3 детей.
6. Рефлексия.
В. : - Ребята, что вам сегодня понравилось? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
- Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.