Флюра Абилова
Составление описательного рассказа «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
для детей 5-7 лет
Тема: «Составление описательного рассказа «Поздняя осень» с элементами мнемотехники»
Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к родной природе; закрепление знания об осени; развитие умения составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу.
Задачи:
Публикация «Составление описательного рассказа „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• систематизировать и углублять представления детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе;
• учить наблюдать явление природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
• развивать память, мышление, монологическую и связную речь;
• развивать память, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире;
• обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый березовый, липовый, кленовый;
• воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту;
• воспитывать интерес к поэзии, живописи и музыке;
Материал:
Демонстрационный: картина «Осень»; картинки-символы; записи со звуками леса;
Раздаточный: картинки-символы.
Современные образовательные технологии, используемые в ходе ОД: мультимедийная презентация.
Организационный момент.
Педагог: Друзья, сегодня утром в нашу группу пришло письмо от Деда Мороза. Да, да, не удивляйтесь. Он пишет, что с нетерпением ждет встречи с вами и очень хочет узнать, что происходит в природе сегодня, когда еще нет зимы, а лето давно закончилось. Может быть, мы напишем ответ Деду Морозу? Однако, писать мы еще не умеем. Как же быть? (Предложения детей). Может быть, мы Деду Морозу письмо напишем символами, которые заменят слова? Чудесно! Тогда, давайте вспомним, какое время года наступило? (Ответы детей). Послушайте стихотворение, которое написала Зоя Федоровская.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,
Утешает осень; «Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета».
Основная часть.
Педагог: Почему вы решили, что пришла осень? (Ответы детей). Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей). Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей) вы правы, мои друзья, осень бывает разной : грустной и веселой, пасмурной и солнечной. Не зря в народе говорят:
«В осеннее ненастье семь погод на дворе». А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
Слайд № 1.
Педагог: Перед нами картина осеннего леса, а вот лист для нашего письма. Представьте, что у вас в руках «кинокамера», в которой можно увидеть только один предмет. Посмотрите на картину и назовите, что вы видите. (Дети называют по одному предмету и описывают его, педагог выкладывает на доске символы названных предметов)
Педагог: Почему не видно бабочек и других насекомых? (Ответы детей). Кто еще ложится в спячку? (Ответы детей). Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части. (Соединяет две карточки и объясняет, почему это делает. Предлагает детям сделать то же самое на своих карточках и объяснить свой выбор).
Слайд № 2.
Педагог: Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. (Ответы детей). Что вы услышите? (Ответы детей). Понюхайте воздух, что вы почувствовали? (Ответы детей). Какой в лесу воздух? (Ответы детей). А теперь встаньте, влево покружитесь и в листочки превратитесь.
Психогимнастика «Осенние листочки». Под музыку дети кружатся, как листочки.
Педагог: Сильный ветер вдруг подул
И листочки быстро сдул (воздушная струя).
Все листочки полетели
И на землю тихо сели (ш-ш-ш).
Теперь вправо покружитесь
И в детишек превратитесь.
Давайте попробуем прочитать письмо, которое мы с вами составили для Деда Мороза.
(Дети составляют рассказ по схеме)
1. Какое время года нарисовано на картинке
2. Как изменятся длина дня и ночи?
3. Какое небо в это время?
4. Что может срывать с туч осенью?
5. Что происходит с деревьями и кустами?
6. Куда летят листья?
7. Какого они цвета?
8. Что происходит с реками и озерами?.
9. Что происходит с животными?
10. Что делают некоторые птицы?
Педагог: Думаю, Дед Мороз тоже сможет прочитать наше письмо. Что теперь надо сделать с письмом? (Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик). Давайте вспомним стихотворение, написанное Зоей Федоровской, которое вы слышали в начале нашей встречи.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,
Утешает осень; «Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета».
Слайд № 3.
Педагог: Посмотрите, у меня есть схема-таблица этого чудесного произведения. Давайте попробуем, глядя на нее, повторить стихотворение.
Дети разбирают схему, повторяют хором стихотворение трижды, затем 1 -2 человека рассказывают его самостоятельно.