Виктория Анатольевна Василец
Конспект НОД «Ах ты, Зимушка-зима» по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие
тема: «Ах ты, Зимушка-зима»
Задачи:
Образовательные : расширять представления детей о времени года – зима, о зимних яв-лениях в природе; формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года.
Публикация «Конспект НОД „Ах ты, Зимушка-зима“ по образовательной области „Познавательное развитие“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивающие : совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; разви-вать конструктивные умения.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, стремле-ние к активной деятельности.
Тип занятия: познавательно-речевое.
Мотивация: проблемно – игровая.
Методы и приемы.
Словесные: загадка, беседа, вопросы к детям, объяснение.
Наглядные: видео-презентация «Зима»
Практические: показ способов выполнение действий (конструирование снежинки)
Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы бумаги и ножницы по количеству де-тей, ватные диски.
Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рас-сматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Ход.
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Организационный момент - приветствие:
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.
- Ребята, мне сказали, что для нас в зале оставили письмо, кто-нибудь его видит?
(дети находят письмо.)
Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно. Вместо марок – три снежин-ки, на конверте есть хвоинки. Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима).
Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!
Письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться
Помогите мне скорей.
Вместе будет веселей
Вы письмо моё читайте
Все заданья выполняйте!
- Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!
Тогда слушайте первое задание:
1. игра «Зимние слова».
- Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.
(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ли-стопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).
- Молодцы! Вы были очень внимательными.
2 задание:
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев? Назовите их. (Презентация слайд.)
Ребенок: Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь - это самый темный месяц. В это вре-мя самые длимые ночи и самые короткие дни. Декабрь –студень. Холода и морозы покры-вают прочным льдом озёра и реки. Это первый снежный месяц. Снегом засыпал сады, поля, леса, наметал сугробы. «Глаз снегом тешит да ухо морозом колет».
- Ребята, что вы запомнили о декабре? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце. (Презентация слайд.)
Ребенок: Январь – году начало, зимы – середина. В январе длиннее и светлее становятся дни. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. А когда набегут тучи и повалит снег - становится теплее. Уснула вся природа, под снежным покрывалом покоится земля.
- Ребята, что вы запомнили о январе? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас послушаем о последнем месяце зимы. (Презентация слайд.)
Ребенок: Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые боль-шие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Днём начинает пригревать солнце. На крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Дни всё длиннее. Кругом пышные причудливые сугробы. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
- Ребята, что вы запомнили о феврале? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, рассказали о зимних месяцах. Давайте, читать письмо дальше!
3. задание.
- Незнайка написал рассказ, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обыч-но, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой.
- Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели поудобнее, спина прямая.)
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь). Как наступает зима, так начинается жара (холода, и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.
- Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.
- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
(Сосульки кушать нельзя).
- Зима – чудесное время года!» (пауза).
- Ребята, а вы согласны с последним предложением Незнайки: «Зима – чудесное время го-да!».
-Да.
- А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак». Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» — ватный диск и будем делать су-гроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.
Зима (какая) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т. д.).
Снег (какой) — … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т. д.).
Сосулька (какая) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
Мороз (какой) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).
Горка (какая) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая).
- Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.
Воспитатель: Ну, что, с этим заданием мы тоже справились! Читаем письмо дальше! Инте-ресно, что же нас ждёт впереди! Сядьте, правильно, слушайте, внимательно.
4 задание
Воспитатель читает: «Ребята, мой друг, Снеговик загрустил, помогите, его развеселить! - - Ну, что поможем? Давайте, подумаем, как мы это сделаем…Ребята, а мы с вами знаем игру, которая, так и называется «Снеговик». Давайте, поиграем, Зима увидит и научит такой игре Снеговика.
Логоритмическая игра «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Дети протягивают руки вперед поочередно,
а потом лепят снежный ком.
Три – четыре, три – четыре –
Нарисуем рот пошире.
Опять протягивают руки вперед поочередно,
Указательными пальцами рисуют улыбку.
Пять – найдем морковь для носа,
Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.
Угольки найдем для глаз.
Изображают «бинокль»
Шесть – наденем шляпу косо,
Руками изображают шляпу
Пусть смеется он у нас.
Кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне: «в какую погоду можно ле-пить снежные комочки (снежки?» Дети: В тёплую погоду.
Воспитатель: Почему в тёплую? Каким бывает снег в тёплую погоду?
Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый.
Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?
Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце.
Воспитатель: Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А когда вы шли в детский сад, обратили внимание, какая сегодня погода, значит, снег сегодня какой и из него можно лепить? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ничего страшного в пушистый снежок тоже можно поиграть, на него можно подуть и он разлетится. А когда снег будет липкий, то мы обязательно слепим снеговика, пусть он станет другом Зимы и вдвоём им никогда не будет скучно.
Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.
5 задание.
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животными птицам. Давайте заглянем в лес. (презентация)
Воспитатель: Каких вы знаете зимующих птиц? Что это за дерево? Дети: перечисляют…
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Почитаем, что там ещё в письме написано?
6 задание:
- Ребята, зима – холодное время года. Как же вы должны следит за своим здоровьем зимой?
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу! Можно сделать самомассаж. Он помо-жет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:
Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простуд-ных заболеваний:
Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично расти-рать лоб движениями в стороны – к середине лба)
- Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята? Хотите сделать для Зимы снежинку в подарок? (Да)
Конструирование «Снежинка»
1. берем квадратный лист бумаги
2. складываем так, чтобы получился треугольник
3. прорезаем в треугольнике полосочки
4. разворачиваем треугольник, чтобы опять получился квадрат (теперь в нем вырезаны «уго-лочки»)
5. соединяем уголочки и склеиваем
6. у нас получается один лепесток снежинки, теперь склеим эти лепестки между собой и у нас получилась снежинка. Молодцы! Прекрасный подарок для Зимы!
Воспитатель: Что ещё в письме написано? «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно».
Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам Зимушка-Зима?
- Что вам, понравилось или запомнилось больше всего?
- Что бы вы хотели узнать еще о зиме? Давайте исполним зимушке песню, порадуем ее. (ис-полнение песни «Зимушка-красавица»).
- Вот и всё! Я думаю, Зима погостит у нас долго и порадует своей красотой, хорошей пого-дой и, конечно же, зимними забавами.
- Занятие окончено, всем спасибо!