Цуканова Ольга
«Путешествие в прошлое лампочки». Конспект открытого занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 12 «Сказка» г. Новокубанска
Муниципального образования Новокубанский район
Сценарий образовательной ситуации
«Путешествие в прошлое лампочки».
Цель:
• знакомство детей с историей возникновения электрической лампочки,
Задачи:
• познакомить с историей электрической лампочки;
• уточнить и расширить представления детей об источниках света: показать роль взрослых в преобразовании предметов;
• развивать у детей интерес к истории и прошлому предмета;
• активизировать словарь детей;
• воспитывать познавательный интерес, коммуникативность.
Оборудование:
- стол, для демонстрационного материала: свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка;
- предметные картинки;
- мультимедийная презентация.
- приспособление для экспериментирования
- заготовки для книжки-малышки
Подготовила: воспитатель О. П. Цуканова
Ход занятия:
№ п. п Этапы занятия Содержание, методы, приемы, технологии Предметно-развивающая среда
1 Мотивация игровой деятельности Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
1. «Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется».
2. Висит груша –
Нельзя скушать.
3. Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Дети: Лампочка.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Это электрическая лампочка. А вот и она! А хотите узнать историю ее возникновения? Тогда сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.
Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Путешествие начнется
О котором не забудем
Раз, два, три – открывайте глаза!
Ребята, а что это за предметы лежат на столе?
Дети: (перечисляют предметы, лежащие на столе).
Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?
Дети: Они зажигаются, и дают свет.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Электрическая
Лампочка
Керосиновая лампа
Свечка
Лучина
Картинки
Факел огонь
фонарь
2 Актуализация знаний по теме:
«Лампочка» Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Дети проходят на свои места.
Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры? Показ детям мультимедийной презентации.
Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?
Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.
Воспитатель: А почему огонь не очень удобен в применении?
Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Фонари.
Воспитатель: Да, но они появились позже. А до них люди придумали факелы. Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина? А почему вы так думаете?
Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Показывает, как горит свеча.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.
Воспитатель: Правильно, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Презентация
3 Физкультминутка 1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо
2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
3. Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
5. Быстро встанем - встали, руки на поясе
Скажем «а».
6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.
Воспитатель: Продолжаем наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь. Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин придумал электрическую лампочку. Воспитатель показывает электрическую лампочку.
Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?
Дети: Электрическую лампочку.
Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников. Электрическая лампочка
Керосиновая лампа
5 Совместная, продуктивная деятельность воспитателя и детей Воспитатель: А сейчас ребята появились новые энергосберегающие лампочки. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.
Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки.
Вспомним, с чего начиналось рождение лампочки и разложим картинки на столе в правильной последовательности, помогайте, вспоминайте, мой рассказ. Молодцы, вы справились с заданием.
Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять без взрослых. Помните: это опасно для жизни! Также нельзя брать самостоятельно спички или зажигать свечу!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поэкспериментируем и узнаем как работает маленькая лампочка от электрической батарейки.
Воспитатель: Сейчас ребята я прочитаю вам сказку о маленькой лампочке.
Я приготовила для вас книжки-малышки с этой сказкой, но их надо украсить вот этими картинками по теме нашего занятия. Разрезные картинки по теме
Заготовки книжек
Картинки
Салфетки
Клей
Приспособление для экспериментирования
6 Рефлексия Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно запомнилось? Что было сложно для вас? Книжки-Малышки