василихина татьяна
Конспект НОД «Удивительные свойства соли» по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1) Организованно методическая информация
№ Организованно методическая информация
Содержание
1. Тема образовательной деятельности Удивительные свойства соли.
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие : познавательно – исследовательская деятельность.
Публикация «Конспект НОД „Удивительные свойства соли“ по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
3. Виды деятельности детей Игровая деятельность: построение занятия в виде работы в ученой лаборатории.
Двигательная: динамическая пауза.
Познавательно-исследовательская : экспериментальная деятельность в ходе образовательной деятельности.
Коммуникативная деятельность: обобщение, сравнение, выводы в процессе экспериментирования.
Чтение художественной литературы: отгадывание загадок, чтение сказки - загадки.
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания: разъяснение исследования, беседа о свойствах соли, рассказ, показ и обращение к опыту детей.
Методы организации деятельности, общения и опыта поведения: использование раздаточного материала, приучение к косвенным требованиям (совет, доверие, просьба, намек).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность, проблема, занимательная и игровая ситуация; ситуация успеха.
Метод поисково-исследовательской работы: проведение экспериментов.
4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Постановка и решение вопросов проблемного характера.
Моделирование ситуации (сказка– загадка про осликов).
Фиксация результатов наблюдений, экспериментов.
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Словесные: уточняющие вопросы к детям.
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие : взаимодействие с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие : получение информации о новых экспериментов, их значении и способах выполнения.
Речевое развитие : восприятие наглядно-иллюстративного материала, развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Физическое развитие : выполнение двигательных заданий и упражнений.
5.1 Словарная работа Лаборатория, промышленность, косметология, альпинист, поролон.
6. Возрастная группа Старшая группа (5-6 лет)
7. Цель Систематизация представлений детей о соли и её свойствах.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Формировать представление о свойствах соли. Сформированы первичных представлений о свойствах соли и ее свойствах.
8.2 Закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия Испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, делится впечатлениями, наблюдениями, проявляет эмоциональную активность и сопереживания.
8.3 Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования Проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы.
8.4 Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от эксперимент-ия, открывая новое в знакомом. Самостоятельность выполнения заданий.
8.4 Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей.
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуации успеха.
9 Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
9.1 Формулировка выводов в процессе экспериментирования Напоминание всех высказанных точек зрения, сопровождение в обобщении, наводящие вопросы.
10 Организация среды для проведения образовательной деятельности Материалы и оборудование: халаты, тарелочки на каждого ребенка, контейнеры с солью, увеличительные стекла, ложечки, стаканы с водой, пипетки; чашки с водой, мешочки с солью и с поролоном, дидактическое пособие «Кольца Луллия», карточки.
11 Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах Просмотр презентаций о соли, беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
2) Примерный ход непосредственно образовательной деятельности взрослого и детей
№ Этап Содержание Примечание
1 Вводная часть
1. 1 Введение в тему Создание проблемной ситуации: Детей приглашают в научную лабораторию, в которой проводят исследования и эксперименты. Детей превращают в ученых и вспоминают правила поведения в лаборатории. Разговаривать тихо, не трогать без разрешения воспитателя, не пробовать на вкус, работать только на своем рабочим месте, не толкай соседа во время работы, сначала подумай, потом сделай, соблюдать осторожность.
На столе стоит всегда, внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна,
Но в пищу - каждому
нужна.
1. 2 Мотивация деятельности детей Создать ситуацию успеха: дать возможность ребенку почувствовать себя исследователем, первооткрывателям, ощутить успешность, самостоятельность, предоставление выбора, свободы. Мотивирующим фактором становится удовлетворение потребности детей в самостоятельности и притязании на признание. Сделать для себя новые открытия.
1.3 Целеполагание Узнать свойства соли, чтобы рассказать о них товарищам по группе Получить новые знания путем эксперимен-ия
2 Основная часть
2.1 Ранее приобретенные знания Загадывание загадок.
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Разгадывание загадок. Решение интеллектуальных вопросов. Исследование «Какая соль?» Игра – эксперимент «сказка - загадка». Моделирование, поэтапное определение груза для осликов.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Самостоятельное обсуждение полученных результатов исследования.
3 Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Где мы сегодня побывали? Кем мы сегодня были? Что вам запомнилось больше всего? Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при расстановке альпинистов не соленой горе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня в вашем замечательном детском саду много гостей, оглянитесь… Давайте поздороваемся!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Тогда
сейчас расскажу вам сказку - загадку, а вы слушайте и
запоминайте.
Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вам хотелось бы узнать, какой ослик принес груз, и почему только один? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
( Показ слайда: научная лаборатория)
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные исследования и эксперименты. А кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти
исследования.
Воспитатель: Прежде чем пройти в лабораторию, что нам нужно сделать?
Дети: Надеть халаты!
Воспитатель: В этом нам помогут наши гости. Подойдите к ним они
превратят вас в ученых. (воспитатели надевают халаты детям)
Воспитатель: Для начала давайте вспомним правила поведения в
лаборатории.
Дети: - разговаривать тихо
- не трогать без разрешения воспитателя
- не пробовать на вкус
- работать только на своем месте
- соблюдать осторожность
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались.
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
На вкус не так уж и вкусна,
Но в пище каждому нужна.
Воспитатель: Правильно это соль.
Воспитатель: Прошу вас занять места за столами и мы будем проводить исследования с солью.
Опыт №1
(тарелочки, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)
Воспитатель: Пройдите на свои места.
Воспитатель: Скажите, какого цвета соль?
Дети: Соль белого цвета.
Воспитатель: Какая она на вкус?
Дети: Соль соленая.
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте ее.
Имеет ли соль запах?
Дети: Соль не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, насыпьте три ложки соли на свои зеленые тарелочки.
А теперь возьмите лупы и рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
Дети: Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.
(Показ слайда крупинок соли)
Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль воду.
Что произошло?
Дети: Соль впитала воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети: Соли много, воды мало.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете, какой стал вкус у воды?
Дети: Вкус у воды слал соленый.
Воспитатель: Молодцы!
А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?
Вывод: соль без запаха, белого цвета, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (Показ слайда)
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу, на котором лежат пособия Кольца Луллия. Подберите картинку использования применения соли людьми и дайте объяснение.
Дети: Солят еду, используют в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине - полоскать нос и горло, чтобы не болеть, в косметологии, в сельском хозяйстве, соль не заменимый помощник зимой в голол
Динамическая пауза
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды
Если, правда, топай ты! Солью промываем рот.
Делай вправо поворот! Также нос, и снова рот.
Влево делай поворот! Медицина здесь уместна.
Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными и здоровыми стать.
А затем весь мир обнять!
Опыт № 2
(мешочек с солью, поролон, чашки с водой)
Воспитатель: Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую мешочек с поролоном. Что легче?
Дети: Поролон.
Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?
Дети: Который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Воспитатель: Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью?
Дети: она растворилась.
Воспитатель: А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?
Дети: Поролон.
Воспитатель: Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?
Дети: Соль в мешках растворилась.
Воспитатель: Какому ослику было плыть тяжело? Почему?
Дети: Поролон впитал воду.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду?
Дети: Соленую.
Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон впитывает воду и становится тяжелее.
Воспитатель: Ребята нам нужно вернуться за столы, и выполнить еще одно очень важное задание. А помогут нам в этом маленькие человечки. Мы с вами выяснили как люди используют соль, но ведь эта удивительная соль еще окружает нас в трех различных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Перед вами карточки с изображением различных объектов. Вам нужно подумать, и определить, в каком виде находится соль в данном объекте: соединить линией объект и человечка.
Рефлексия.
- Где вы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня были?
- Что вам запомнилось больше всего?
Самооценка
А теперь подойдите к макету соленой горы и оцените себя вот такими замечательными альпинистами. Если вы узнали сегодня много интересного и легко справились с заданиями, то поставьте своего альпиниста на вершину горы, если вы затруднялись, то ваш альпинист должен стоять на середине пути к вершине. А если вы уже все знали про удивительные свойства соли и ее использование в нашей жизни, тогда ваш альпинист остался у подножья горы, ему эту гору покорять не нужно.
Сегодня вы получаете «Дипломы юных исследователей», и теперь можете самостоятельно объяснить своим родителям, друзьям удивительные свойства соли. Спасибо ребята!