Приложение МААМ

Обзор методик обследования и формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью

Ольга Улановская
Обзор методик обследования и формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

В современной логопедии существуют разнообразные методики обследования степени развития связной речи, и, в частности, пересказа. Работа по формированию и разработке новых диагностических методик обследования пересказа продолжается и в настоящее время. К наиболее известным в логопедической практике можно отнести методики В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, Т. А. Фотековой. Рассмотрим методику В. П. Глухова.

В. П. Глухов для изучения состояния связной речи детей использует следующие методы:

– обследование словарного запаса по специальной схеме;

– исследование связной речи с помощью серии заданий;

– наблюдения за детьми в процессе учебной, игровой, предметно-практической, обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;

– изучение медико-педагогической документации (исследование анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения, беседы с родителями и учителями).

Лексический материал рекомендуется отбирать с учетом принципов: семантического, тематического, лексико-грамматического. Составляется словарный минимум и В. П. Глухов рекомендует использовать наглядный материал из пособий О. Е. Грибовой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше и других авторов.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

– составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

– составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;

– пересказ знакомой сказки или короткого рассказа;

– составление рассказала по картинке или серии сюжетных картинок;

– сочинение рассказа из личного опыта;

– составление рассказа-описания;

– окончание рассказа по данному началу;

– придумывание рассказа на заданную тему.

Рассмотрим следующие задания для обследования связной речи детей.

Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Цель: определить способность ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Оборудование: сюжетные картинки

Инструкция: «Рассмотри картинку. Что здесь нарисовано?»

Задание 2. Составление фраз по картинкам с изображением простых действий.

Цель: выявить способность детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы высказывания.

Оборудование: предметные картинки

Инструкция: «Рассмотри картинки. Назови их. Составь из этих трех картинок рассказ».

Задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявить умение составлять рассказ по серии сюжетных картин, где события развиваются в определенной последовательности.

Оборудование: серия сюжетных картинок

Инструкция: «Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ».

Задание 4. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить умение строить связное высказывание по литературному образцу, пересказывать, сохраняя последовательность событий

Оборудование: сюжетные картинки

Инструкция: «Посмотри на картинку. Знаешь ли ты эту сказку? Можешь ее рассказать?».

Задание 5. Составление описательного рассказа.

Цель: выявить умение ребенка полно, точно и последовательно отображать основные свойства и представлять содержание в языковой форме

Оборудование: сюжетная картинка

Инструкция: «Рассмотри картинку. Расскажи об этой девочке. Как ее зовут? Какая она по величине? Назови основные части тела? Во что одета?».

Л. Н. Ефименкова отмечает, что формирование связной речи должно поначалу строиться на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт. При этом важной остается задача научить их видеть окружающее, сравнивать, наблюдать, делать обобщения. Для этого хороши упражнения в словесном описании различных предметов или явлений, особенно в плане сравнения.

В. П. Глухов обращает внимание на то, что учебная и внеучебная работа по формированию связной речи детей, проводимая логопедом и учителем включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и проведении всех видов воспитательной работы. Формирование монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на занятиях по родному языку.

А. К. Аксенова и Э. В. Якубовская отмечают, что работа над связной устой речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.

Рассмотрим методику формирования связной речи по Р. Л. Лалаевой. Автор считает, что развитию диалога уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы, так как он является основной формой речевого общения, и он является предпосылкой развития связной монологической речи. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Методами формирования диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются через приемы: 1) прием беседы; 2) прием театрализации (имитации и пересказа).

1. Проведение беседы включает три этапа: вступление, развитие темы, концовка.

Во вступлении привлекается внимание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к теме беседы, дается определенная установка на восприятие темы разговора. В процессе проведения беседы коротко и четко ставятся вопросы, которые требуют смысловой точности и правильного полного оформления ответов. К участию в беседе должны привлекаться все обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В конце беседы подводится итог, делается обобщение.

Нужно научить обучающихся с умственной отсталостью задавать вопросы. Вначале обучающиеся с умственной отсталостью ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы педагога. В последующем им предлагается задавать вопросы по картинке, a затем без использования картинок.

2. Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) считается очень значимым, так как способствует развитию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь. На занятиях нужно использовать как игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).

Задания направлены на усвоение детьми диалогического единства «вопрос – ответ», «сообщение – реакция на сообщение» и «побуждение – реакция на побуждение».

Задание 1 «Знакомство».

Цель: формирование фразовой, диалогической речи и речевого этикета.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Дети сидят за партами. Логопед отдает мяч первому ребенку и спрашивает: «Как тебя зовут?». Ребенок берет мяч и отвечает: «Меня зовут Ксюша». Затем логопед задает следующие вопросы: «Как зовут твоего соседа по парте?», «Как зовут твою подругу?». Вопросы задаются вразброс для тренировки внимания и скорости речевой реакции.

Задание 2. «Вопрос-ответ».

Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Оборудование: одна игрушка.

Инструкция: Дети должны внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом логопед спрашивает об игрушке всё, что захочет, а дети должны ответить. Необходимо поощрять детей за интересные вопросы.

Задание 3. «Угадай, кто я».

Цель: формирование у детей навыков диалогической речи.

Оборудование: речь педагога.

Инструкция: Сначала логопед выступает в роли ведущего. Его задача- представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты. Остальные отгадывают. Угадавший ребенок становится ведущим игры.

Задание 4. «Передай письмо».

Цель: активизация в речи детей различных вариантов выражения просьбы.

Оборудование: конверт, речь педагога.

Инструкция: Дети сидят в ряд на стульях. Логопед дает конверт первому ребенку и говорит: «Письмо Арине». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочку со словами: «Передай, пожалуйста, письмо Арине». Варианты выражения просьбы меняются («Саша, я тебя очень прошу, передай письмо»)

Задание 5. «Кто что делает?».

Цель: формирование способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Оборудование: ситуационные картинки

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Что здесь нарисовано? («Что делает мальчик?», «Что собирает мальчик?», «Кого ловит девочка?», «На чем сидит девочка?» и т. д.)».

Для формирования словесного творчества, развития чувства языка, активизацию речемыслительной деятельности и формирование навыков составления фразовых высказываний используются следующие лексико-грамматические упражнения:

– подбор определений, сравнений, эпитетов для словесной характеристики предмета (упражнения «На что похоже?», «Подбери слово», «Узнай, о чем это» и др.). Для характеристики предметов детям предлагаются следующие слова: «дом» (большой-маленький, высокий-низкий) и др. ;

– упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям. Предлагаемые слова: (а) прилагательные: невеселый (грустный, небольшой (маленький, храбрый (смелый);

– упражнение «Скажи наоборот». Предлагаемые слова:

а) слова-определения (признаки): большой/маленький, горячий/холодный, новый/старый, веселый/грустный;

б) слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь/день, утро/вечер, холод/тепло;

в) глагольная лексика: закрыть/открыть, вошел/вышел, снять/повесить;

г) наречия: холодно/тепло, высоко/низко, далеко/близко;

– упражнение: «Определи, о ком так можно сказать» (с использованием соответствующих предметных картинок). Предлагаемые пары слов: храбрый-трусливый (лев-заяц, большой–маленькая (слон-мышь);

– дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть предложены предложения типа: «В лесу растут г. и я.»; «На клумбе выросли красивые ц.»; «Топором рубят д. «; «Молотком забивают гво.»; «Зимой на улице хо., а летом.»; «Миша и Петя любят петь. пе.»; «Девочка качается на са…» и др. ;

– упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: «Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока». Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока»; «Саша выпил стакан сока» и др. ;

– составление предложений по данным словам, например: «Медведь, мед, сладкий, любит»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый»; «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка» и др. ;

– упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»). Предлагаемые вопросы: «Куда можно повесить пальто?» («Пальто можно повесить в / на.»).

Р. Л. Лалаева отмечает, что логопедическая работа по формированию связной монологической речи проводится в двух направлениях:

1. Развитие смыслового программирования текста.

2. Овладение языковыми средствами оформление связного текста.

Ключевым моментом формирования связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста. Как уже отмечалось, у умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста, но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

– развитие способности удерживать смысловую программу в памяти;

– формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

– развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое.

В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:

– развитие умения связать предложения в тексте;

– формирование умения располагать предложения в определенном порядке;

– развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения.

Р. И. Лалаева рекомендует следующие упражнения с целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста:

1. Работа с сюжетной и предметными картинками.

Задание 1. «Подбери».

Цель: формировать умение подбирать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения.

Оборудование: одна сюжетная картинка и предметные изображения

Инструкция: «Подбери к этой ситуации следующие предметные картинки».

Задание 2. «Найти лишнее».

Цель: формировать умение находить лишний элемент, который не соответствует данной ситуации.

Оборудование: одна сюжетная картинка, предметные изображения

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, что ты здесь видишь? Как ты думаешь, какая картинка будет здесь лишней?».

2. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, формированию способности сравнивать

3. Работа с серией сюжетных картинок.

Задание 1. «Восстанови по памяти».

Цель: формирование умения по памяти воспроизвести последовательность изображений.

Оборудование: серия сюжетных картинок

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и постарайся запомнить в какой последовательности они идут (далее последовательность картинок изменяется). Теперь восстанови правильную последовательность сюжета.

Задание 2. «Найди картинки».

Цель: формирование умения подбирать соответствующие сюжету изображения.

Оборудование: сюжетные картинки, рассказ на соответствующую тему

Инструкция: «Я тебе прочитаю сказку (рассказ, а ты внимательно слушай и побери соответствующие изображения к данной сказке (рассказу)».

Задание 3. «Чего не хватает?».

Цель: формировать умение анализировать сюжет и найти изображение для определенного места сюжета.

Оборудование: серия сюжетных картинок

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки. Вставь нужное изображение в месте пропуска».

Задание 4. «Найди лишнее».

Цель: формировать умение находить лишнее изображение путем анализа.

Оборудование: сюжетные картинки

Инструкция: «Внимательно рассмотри изображения. Как ты думаешь, что здесь лишнее?».

1. Работа с текстом. Развиваются умения как смыслового программирования, так и языкового оформления текста:

– вставить пропущенные слова, предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);

– придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);

– добавить одно-два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

Таким образом, нами были рассмотрены методики обследования и формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью и было выяснено, что система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии»Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии» Фотоотчет. " Украшаем дымковскую барышню". Дымковские игрушки очаровывают своими простыми, плавными линиями, яркими красками и заложенным.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обзор методик обследования и формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 14:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обзор методик обследования и формирования связной речи у младших школьников с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Улановская (УИ 2309056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД