Марина Степанова
Конспект НОД с использованием технологии моделирования «Загадочный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района г. Санкт – Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Загадочный мир насекомых»
с использованием технологии : моделирование.
(для детей среднего дошкольного возраста)
Автор:
Степанова Марина Вячеславовна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 86
Приморского района
Санкт – Петербург
2021
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии моделирования „Загадочный мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках и разнообразии.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие» - уточнять и расширять представления о насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза) и их характерных признаках; знакомить со строением тела; умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость окраски от среды обитания); значение насекомых в жизни человека. Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
«Социально – коммуникативное развитие» - учить детей согласовывать свои действия с действиями друзей, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Желание помогать и поддерживать друг друга.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарь детей; развивать диалогическую и связную речь
«Физическое развитие» - формировать у детей правильную осанку; совершенствовать двигательные навыки и умения; развитие мелкой моторики.
Материалы и оборудования: плоскостное изображение лесной полянки на берегу пруда; дидактический и наглядный материал с изображением насекомых (бабочка, кузнечик, божья коровка, стрекоза); разрезные картинки с изображением муравья и стрекозы; плоскостная модель «Живая цепочка»; дидактические игры «Давайте знакомиться», «Каждый сверчок, знай свой шесток»; ауди запись со звуками леса.
Предварительная работа: Просмотр ЭОР «Насекомые», мультфильмов «Пчелка Майя», «Лунтик», «Стрекоза и муравей»; беседы природоведческого содержания; чтение художественной и научно популярной детской литературы; загадки и пословицы про насекомых, алгоритм-схема для рассказывания «Насекомые».
Звучат звуки весеннего леса.
- Воспитатель обращает внимание детей на удивительную весеннюю атмосферу.
- Ребята, послушайте дивные звуки вокруг нас! Природа нас приветствует и радуется чудесному солнечному дню! Наше утро мы с вами сегодня проведем в лесу, на берегу чудесного зеркального озера. Хотите?
- Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Сейчас мы с вами туда отправимся (под речевку, воспитатель вместе с детьми подходят к пано, с изображением лесной поляны)
Мы к лесной полянке вышли
Поднимаем ноги выше
Через веточки и кочки
Через палочки, пенечки….
Кто внимательно шагал-не споткнулся, не упал
- Воспитатель: Вот мы и вышли на полянку, которая уютно расположилась на берегу лесного озера. Давайте вместе осмотримся вокруг. Что вы видите? Кто живет на полянке?
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Правильно, по полянке порхают разноцветные бабочки. Мне кажется, что они тут не одни. Давайте вместе в этом убедимся. Слушайте меня внимательно и отгадывайте кто же это.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул…и улетел.
Предполагаемые ответы детей.
- Правильно - это прекрасная бабочка (открывается окошко на цветке, появляется изображение бабочки)
Имя взял у кузнеца
Цвет - у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
Предполагаемые ответы детей.
- Правильно – это кузнечик (открывается окошко на травинке, появляется кузнечик)
Трудится с утра до ночи
Строит дом высокий очень,
Муравейник – теплый дом
Миллионы комнат в нем!
Строит кто? Скажи скорей, это крошка….
- Правильно – это муравей (открывается окошко в муравейнике, появляется муравей)
Крылья прозрачные
Огромные глаза
Это насекомое зовется…
- Правильно - это стрекоза (открывается окошко на водой, появляется стрекоза)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
- Правильно – это пчела (открывается окошко в цветке, появляется пчела)
Красный маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.
- Правильно – это божья коровка (открывается окошко на листочке, появляется божья коровка). Вот мы с вами и познакомились с жителями нашей полянки!
- А теперь давайте с вами подумаем, когда и по каким причинам появляются насекомые.
Дидактическое упражнение на установление причинно-следственных связей
«Живая цепочка».
Каждый ответ детей выставляется воспитателем в плоскостном схематическом изображении, с каждым ответом цепочка «растет». После того как ответы детей закончились воспитатель предлагает проговорить всю цепочку последовательно.
- Какие вы все молодцы. Вот смотрю сейчас на вас – вы такие нарядные, яркие, как бабочки! Давайте превратимся на время в них и немного поиграем.
Динамическая пауза «Бабочки» :
Эники-беники-крас
Станем бабочками сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают,
Дети-бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок.
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вновь детьми хотим мы стать!
-Воспитатель: Ну вот, вы снова превратились в девочек и мальчиков. И у меня для вас есть «Волшебный цветок», хотите узнать что в нем?
Предполагаемые ответы детей.
Дидактическая игра «Давайте знакомиться»
Воспитатель открывает коробку, в которой находятся прямоугольники желтого и зеленого цвета, и предлагает детям их разобрать. Когда дети разобрали прямоугольники, педагог просит их по цвету распределиться около двух столов и сложить их на столы. Когда просьба выполнена, педагог собирает детей вокруг одного стола и просит перевернуть прямоугольники.
Складывается изображение насекомого.
- Воспитатель: Кто это? Давайте рассмотрим муравья поближе. У него 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на его теле делят насекомое на три части : голову, грудку, брюшко. Как передвигается муравей?
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Где он живет и как называется его дом?
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Ребята, муравьи – это санитары леса, они поедают мелких жучков, которые поедают и портят деревья.
Педагог переходит ко второму столу и собирает детей вокруг него. Они вместе переворачивают прямоугольники.
- Воспитатель: А тут у нас приземлился голубой вертолетик. Кто это?
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Теперь давайте все вместе рассмотрим красавицу стрекозу. Ее блестящее тело так же делится на три части, у нее 6 ног, но у нее есть еще и две пары крыльев, при помощи которых стрекоза развивает большую скорость. Так же ее голову венчают два огромных глаза состоящих из маленьких ячеек, которые позволяют ей видеть в любом направлении одновременно. Стрекоза причислена к насекомым «атлетам», т к может поднять вес в 10 раз больше самой себя. Взрослые стрекозы в большом количестве поедают мелких летающих насекомых, среди которых много комаров, мошек и других кровососов, нападающих на человека и животных. Поэтому эти красавицы охраняют наш покой.
- Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомились со многими насекомыми и знаем теперь, как легко отличить их от других животных по трем признакам.
( их тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; у них всегда 3 пары ног, т е 6 ножек; у большинства насекомых в определенный период жизни отрастают крылья)
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Так же насекомые несут большую пользу, давайте вспомним какую? (опыляют растения, которые потом приносят плоды; некоторые уничтожают вредителей, которые мешают росту и жизни растений и приносят вред человеку и животным; способны доставлять продукты питания для человека мед, прополис).
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: А сейчас я хочу посмотреть на то, какие вы внимательные.
Проводится дидактическая игра «Каждый сверчок, знай свой шесток»
Детям раздаются карточки с различными изображениями животного мира, они должны исключить лишнее и обосновать свой выбор. Например:
- медведь, лиса, комар, заяц (комар насекомое, остальные - дикие звери. (Игра проводится несколько раз)
- Молодцы ребята, вы все справились с задачей и доказали, что много знаете и умеете. А теперь давайте вспомним, что интересного вы узнали во время нашего путешествия?
Предполагаемые ответы детей.
- Воспитатель: Вы абсолютно правы. Насекомые играют очень важную роль в природе. Мы с вами будем беречь, и защищать природу, станем ее отважными защитниками. А наши друзья – бабочки очень меня просили передать вам эти замечательные раскраски в подарок, чтобы, вы не забывали их удивительный мир - мир насекомых.