Наталья Чужинова
Конспект НОД по математическому развитию «Форт-Боярд» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Форд Боярд».
Цель: обеспечить усвоение элементарных математических представлений посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные.
* Совершенствовать умение моделировать предмет на плоскости из геометрических фигур по объемному образцу.
Публикация «Конспект НОД по математическому развитию „Форт-Боярд“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Форт Боярд. Развлечения по мотивам игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
* Формировать навыки вычислительной деятельности. Вырабатывать умение декодировать (расшифровывать информацию) о свойствах фигур, вызвать желание в нахождении геометрических фигур по их свойствам (форма, цвет, толщина, размер, обозначенных символами (Блоки Дьенеша).
* Закреплять знания о составе чисел 7, 8, 9 из двух меньших чисел,навык пользоваться знакамисравнения чисел «больше», «меньше», «равно», правильно читать выражения, умение определять время по часам;
*Уметь ориентироваться на ограниченной плоскости (на листе бумаги в клетку, запоминать указанное направление и под диктовку получить заданный предмет.
2. Развивающие.
*Развивать логику, память, сосредоточенность, мыслительную деятельность, умение слушать и слышать,достигать поставленной цели; развивать познавательную активность, поисковую деятельность.
* Поощрять стремление высказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи, развивать доказательную речь.
3. Воспитательные.
* Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
* Пробудить чувства умение слышать друг друга, помогать товарищам, умение работать в коллективе.
4. Здоровьесберегающие.
* Снимать мышечное и умственное напряжение через двигательную активность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, работа в парах.
Формы организации детских видов деятельности: создание и решение проблемной ситуации, продуктивная деятельность детей.
Оборудование: Проектор, экран,ноутбук,фонограмма.
«Замок» из объемных геометрических тел (3 куба, 2 конуса, 2 призмы и 1 шар). Плоскостныегеометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники, круги).
Шары. 2 корзины.
Блоки Дьенеша, карточки с примерами, 2 таблицы с изображением знаков-символов, обозначающих свойства блоков.
Картинки пауков с изображением цифр, нарисованные паутины, 3 мольберта. Карточки-схемы на сравнение чисел.
Карточки с изображением часов.
Фломастеры, листы в клеточку.
Конверты с заданиями. Буквы.
Сундучок. Ключ.
Спортивный комплекс.
Индивидуальная работа с Аней К, Ваней С. – умение решать примеры, с Ирой С, Колей С – умение ориентироваться на плоскости.
Активизация словаря:«Замок построен из 2-х конусов, из 2- х призм, из 3- кубов, одного шара»; «У замка крыши- конус, а конус отображает на плоскости треугольник»; «Два плюс два равно четырем– форма камня прямоугольная, пять плюс один равно шести – цвет камня желтый, пять плюс пять равно десяти– камень не тонкий, а толстый, один плюс два равно трем – размер камня маленький и т. д. ;Было 10< чем 9, а надо 10> чем 9 на один.
Предварительная работа: знакомство с замком Форда Боярд, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о старце Фура, и о правилах игры Форда Боярд, математические игры, задания, упражнения, загадки, работа с родителями, индивидуальная работа.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Дети входят в группу
Воспитатель:«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.
Дети:Доброе утро!
Воспитатель: Улыбнитесь скорее!
Дети: И сегодня весь день
Будет веселее»
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как изменилась наша группа! Пока нас не было в группе, здесь кто-то похозяйничал. Кто бы это мог быть? Посмотрите, что я нашла (стеклянный шар, подзорная труба, свиток). Я, кажется, знаю, кто мог это оставить … А вы догадались? Давайте с помощью магического шара посмотрим кто это мог быть.
(На экране интерактивной доски появляется старец Фуре, который объявляет условия и правила игры). (Видео-сообщение)
Послание:Дорогие ребята!
- «Я – хранитель сокровищ крепости «Форт Боярд» старец Фура, рад приветствовать Вас! Давно наблюдаю за вами через свой магический шар. Вижу, что вы дружные, смелые, умные дети, поэтому предлагаю вам сыграть в игру «Форт-Боярд». Не оставляйте попытку завладеть моими сокровищами. Чтобы их получить ваша команда должна заработать 7 букв к ключевому слову. Показав свои знания, проявив находчивость и сообразительность, вы сможете справиться с моими заданиями. Все задания находятся в конвертах, к ним вы будете двигаться по различным дорожкам. Если вы все - таки решили попасть в Форт -Боярд и покорить его, то прокричите свой девиз.
Воспитатель: Если наша команда именно такая, мы обязательно победим и получим приз от хозяина Форта старца Фуры – сундучок с сокровищами. Вы готовы? (Да).Предлагаю капитану представить свою команду.
(Капитан представляет команду). Наш девиз: «Мы – дошколята очень дружные ребята, в Форт Боярд пришли играть, а девиз наш – побеждать!».
Часть 2
Игра «Замок старца»Моделирование предмета на плоскости из геометрических фигур по объемному образцу.
Воспитатель: -Начнём мы свой путь с замка Старца. Вот замок. Рассмотрите его и расскажите: Из каких объёмных геометрических тел построен замок?
– Замок построен из 2-х конусов, из 2- х призм, из 3- кубов, одного шара.
Воспитательчитает подсказку Старца: -Ребята, запомните, как выглядит замок и попробуйте выложить отображение плоскими геометрическими фигурами у себя на столе (работать вы будете в паре на своих местах).
Воспитатель проверяет работу детей.
- Валерия, почему у тебя крыша треугольная(- Поточу, что у замка крыши- конус, а конус отображает на плоскости треугольник).
- Кирилл, какую плоскую, геометрическую фигуру отображает на плоскости призма(-Призму на плоскости отображает прямоугольник).
-Вероника, назови плоскую геометрическую фигуру шара? (Плоская геометрическая фигура шара - круг).
- Вика, а какую плоскую фигуру отображает на плоскости куб? (Куб на плоскости отображает – геометрическая фигура квадрат)
- Молодцы! Тениу замка получились удачные. Получайте букву. –Как называется эта буква? (М).
Игра «Комната шаров». Закрепить имеющиеся знания.
Воспитатель: - Какая линия нас ведёт к следующему заданию? (прямая)
- В комнате шароввыберите себе шарик, ответьте на вопрос, который на нем и тогда мы сможем продолжать путь.
(На шариках написаны индивидуальные вопросы для детей. Ребенок сам выбирает для себя задание. Воспитатель читает, воспитанник отвечает полным ответом на поставленный вопрос).
1. Назови соседей числа 5?
2. Какое число стоит перед числом 8?
3. Сколько месяцев в году?
4. Какое число стоит за числом 10?
5. Сколько дней в неделе?
6. Последующее число числа 9?
7. Какое число больше, чем 5, но меньше 7?
8. Какое число меньше, чем 3, но больше 1?
9. Предыдущее число, числа 8?
10. Сколько пар ног у кошки?
11. Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 7?
12. Назовите первый зимний месяц….
- Молодцы ребята, на вопросы вы ответили правильно. Вот вам буква, как она называется? (О).
Игра «Комната камней» Формировать навыки вычислительной деятельности. Вырабатывать умение декодировать (расшифровывать информацию) о свойствах фигур, вызвать желание в нахождении геометрических фигур по их свойствам (форма, цвет, толщина, размер, обозначенных символами (Блоки Дьенеша).
Воспитатель:- Продолжаем! По какой линии мы дойдём к следующему заданию? (по ломаной).
- Ребята разбейтесь на пары, теперь внимательно посмотрите на карточки на стойке. Мы видим 4 ряда знаков символов. Начнем сверху. Что означает первый ряд? (символы формы,второй ряд? (символы цвета,третий ряд? (символы толщины,четвертый ряд? (символы размера). Решите примеры сверху вниз. А ответ примера позволит вам выбрать знак символ на карточке. Таким образом, каждый из вас расшифрует камень. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Расскажите, решение примеров и какими свойствами обладают ваши камни. 2+2=4 – форма камня прямоугольная
5+1=6 – цвет камня желтый
5+5=10 – камень не тонкий, а толстый
1+2=3 – размер камня маленький и т. д.
- Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием, решили примеры и нашли камни. За это получаете букву. –Как называется эта буква? (Л).
Игра «Комната страха» Закреплять знания о составе чисел 7, 8, 9 из двух меньших чисел.
Воспитатель: - Какая линия нас ведёт к следующему заданию? (кривая)
- Чтобы попасть в следующую комнату надо взобраться в гору и проползти через тоннель.
- Ой! Смотрите! Сети пучеглазого паука! Не боитесь? А вот и задание Старца.
Пауки не опутают вас паутиной, если вы правильно подберете пару пауков так, чтобы их цифры в сумме составили числа 7, 8, 9. Разбейтесь на группы по 4 человека. Первая подгруппа будет составлять число 9, вторая 8, а третья 7.
(На полу пауки, на их спинах цифры. Дети выполняют задание).
- Как вы составили число 7 из двух меньших чисел? (дети 1 подгруппы отвечают по цепочке - 1и6, 2и5, 3и4, 4и3, 5и2, 6и1)
- Как вы составили число 8 из двух меньших чисел? (дети 2 подгруппы отвечают по цепочке - 1и7, 2и6, 3и5, 4и4, 5и3, 6и2, 7и1)
- Как вы составили число 9 из двух меньших чисел? (дети 3 подгруппы отвечают по цепочке - 1и8, 2и7, 3и6, 4и5, 5и4, 6и3, 7и2, 8и1)
- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Получайте букву. – Как называется эта буква? (Д).
Игра «Комната заблудившихся знаков». Закреплять навык пользоваться знакамисравнения чисел «больше», «меньше», «равно», правильно читать выражения.
Воспитатель: - Продолжаем наш маршрут, по какой линии? (по пунктирной)
- А сейчас, мы в комнате «Заблудившихся знаков!» Выша задача найти ошибку и объяснить свой ответ. (Дети работают подгруппами)
1 подгруппа 2подгруппа 3 подгруппа
9>8 4=4 10<9
7>8 7<65=5
5<6 4>36>5
2=3 1>23>2
(Было 7> чем 8, а надо 7< чем 8 на один, Было 7< чем 6, а надо 7> чем 6 на один, Было 10< чем 9, а надо 10> чем 9 на один и т. д.)
-Молодцы. Вот ваша буква. – Как называется эта буква? (Ц).
Игра «Комната потерянного времени».Закреплятьумение определять время по часам.
-Для следующего задания я приглашаю вас в комнату «Потерянного времени», садитесь на свои места. У вас на столах лежат листы с изображением часов, вам нужно поставить стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения.
«Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час,
В три – сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался,
В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь – хитро щурил глазки,
В девять – ел и слушал сказки,
В десять – шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать!»
-Поставьте стрелки у часов когда Антипка…:
«В три – сметану ел из миски»
«В шесть тащил сельдей из кадки»
«В семь играл с мышами в прятки»
«В девять – ел и слушал сказки»
-Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану? (3 часа)
-Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (7 часов)
-Сколько времени было на часах, когда кот ел и слушал сказки? (9 часов)
- Замечательно справились с заданием. Вот ваша буква. – Как называется эта буква? (О).
Игра «Графический диктант».Уметь ориентироваться на ограниченной плоскости (тетради, запоминать указанное направление и под диктовку получить заданный предмет.
-Ой, ребята, вас ждёт ещё одно задание: «Графический диктант».
- Давайте не будем терять время. Возьмите листок, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем:
4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз,
4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 1 клетка – вниз,
1 клетка – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 3 клетки – вверх.
- Что получилось? (ключик)
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились. И эта буква? (О).
- А теперь, чтобы достать ключ надо выложить на доске ключевое слово. («МОЛОДЦЫ»).
Слышится голос Старца: - Молодцы, дети. Вы выполнили все задания, получили ключ, и разгадали ключевое слово. Я дарю вам сундук с сокровищами.
Часть 3
Рефлексия.
- Где мы побывали? Что мы делали?
- Ребята, вам понравилась игра?
- Как вы думаете, почему вы смогли выполнить все задания и победить?
- Какие знания и умения нам сегодня пригодились в игре?
- Какое задание было самым сложным?
- Даян, вспомни, в каком задании ты помог Кириллу? Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии?
Вывод: «Что бы много знать, а в игре побеждать – надо не лениться, а учиться и учиться!» Воспитатель благодарит детей за активное участие в игре и раздает шоколадные монетки.