Наталья Тягун
Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Эта волшебная Африка»
▼ Скачать
Программное содержание
Расширить знания детей о растительном и животном мире Африки;
Развивать мелкую моторику: в аппликации использовать приемы вырезывания треугольников разных размеров из геометрических фигур, в лепке использовать различные способы (сплющивание, разглаживание) для получения лучшего результата;
Учить передавать характерные особенности внешнего вида животных, дополняя фигурки мелкими деталями;
Развивать навыки передачи движения глиняных фигурок;
Публикация «Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе „Эта волшебная Африка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Активизировать речь детей по теме «Животные жарких стран».
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы и научно-популярных изданий для детей: К. Чуковский «Бармалей», Е. Чарушин «Животные жарких и холодных стран»», Энциклопедия «Животный мир» - М. «Росмэк»; составление рассказов по сюжетным картинкам «Животные жарких стран».
Оборудование и материалы
Птица попугай, сложенная из бумаги методом «оригами»; лист бумаги с очертаниями материка «Африка» разорванный на несколько частей; панно африканской саванны, сделанное из бросовых материалов (песок, манная крупа, рис, нитки); картинки с изображением африканских животных; макет корабля;
для аппликации: образец пальмы, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки;
для лепки: вода, глина, стеки, клеенки.
Ход занятия
Вводная часть (Воспитатель показывает детям попугая)
Воспитатель: Ребята, когда я утром открыла окно, в группу влетел вот этот попугай. Он был совсем без сил, а в клюве держал изорванный лист бумаги. Давайте посмотрим, что это такое и попробуем сложить эти кусочки в целое. (Дети вместе с воспитателем рассматривают кусочки бумаги и складывают их)
Воспитатель: Ребята, на что они похожи?
Дети: Очень похоже на карту, на большой остров.
Воспитатель: Посмотрите на очертания этого острова. Вам он ничего не напоминает?
(Дети высказывают предположения. Если не могут, то воспитатель предлагает посмотреть на глобус)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Вы узнали этот остров?
Дети: Да, это Африка.
Воспитатель: А по каким еще признакам на глобусе или карте можно узнать, что это Африка?
Дети: Когда изображали Африку, использовали много желтого цвета.
Воспитатель: А что обозначает желтый цвет?
Дети: Африка – это самое жаркое солнце и горячий песок.
Воспитатель: Да, ребята, Африка очень необычный остров. Ведь там еще живут удивительные звери. Я предлагаю отправиться в путешествие по Африке. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А поплывем мы на корабле. (Включается музыка шума воды)
Физминутка
1. Покачиваемся на волнах (наклоны туловища в разные стороны).
2. Крутим штурвал (круговые движения руками).
3. Пересаживаемся на лодку и плывем к берегу (сидя на полу с полусогнутыми ногами дети имитируют движения гребца).
Во время физминутки воспитатель выставляет панно только с изображением жаркого солнца, земли и желтой сухой травы.
I часть занятия - Аппликация «Пальма»
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите, где мы оказались! Вокруг только одна желтая сухая трава и палящее солнце. Да ведь это самая большая африканская саванна. Чем покрыта земля в саванне?
Дети: Травой.
Воспитатель: Она здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя и зеленая, сочная после дождей. Но летом в саванне дождей совсем нет. А солнце какое?
Дети: Очень яркое и жаркое.
Воспитатель: А где лучше всего прятаться от солнца?
Дети: Под деревьями.
Воспитатель: А какое дерево часто встречается в Африке?
Дети: Пальма.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю «вырастить» в нашей саванне пальмы.
Проводится коллективная аппликация.
Рассказ – показ воспитателя.
Воспитатель: Что надо посадить в землю?
Дети: Семечко.
Вырезается маленький треугольник – семечко, «кладется» в землю.
Воспитатель: Солнышко своими лучами землю пригрело, дождь полил водой. Что появилось из семечка?
Дети: Появился маленький росточек.
Отрезается и выкладывается треугольник – часть ствола.
Воспитатель: С каждым днем росточек становился все выше и крепче – дерево росло.
Отрезаются и выкладываются все новые и новые треугольники – части ствола.
Воспитатель: Появились листья - большие, раскидистые (треугольники разного размера). Вот какие пальмы выросли! Теперь животным есть куда от солнца спрятаться.
Индивидуальная работа детей.
Воспитатель: Ребята, вам нужно распределить работу между собой. Одни будут вырезать детали, другие – намазывать клеем, а третьи – их приклеивать.
(Во время работы воспитатель оказывает посильную помощь, корректирует работу детей)
После завершения работы выставляются картинки с изображением слона, жирафа, льва, бегемота, верблюда.
Воспитатель: А вот появились и удивительные животные Африки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на животных и скажите, какое животное самое большое?
Дети: Африканский слон.
Воспитатель: Для чего слону хобот?
Дети: Хобот как рука. Он собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Защищается от врагов, поглаживает своих детенышей.
Воспитатель: Какое животное самое высокое?
Дети: Жираф.
Воспитатель: Почему у жирафа такая шея?
Дети: Чтобы доставать листья на самых верхушках высоких деревьев.
Воспитатель: Как вы считаете, кто здесь царь зверей?
Дети: Лев.
Воспитатель: Почему его так называют?
Дети: Он неповоротливый от своей тяжести и ленивый как «царь». Его все звери боятся.
Воспитатель: Среди животных есть и «водяная лошадь». Как вы считаете, это бегемот или крокодил?
Дети: Это бегемот.
Воспитатель: Кого называют «кораблем пустыни»?
Дети: Верблюда.
Воспитатель: Для чего верблюду горб?
Дети: В горбах запас жира, а жир – источник влаги.
Воспитатель: Ребята, на какие группы можно разделить африканских животных?
Дети: На травоядных и хищников.
Воспитатель: Оказывается в период засухи все звери и хищники, и травоядные дружат никто никого не ест. Сейчас я приглашаю вас поиграть.
Физминутка
Вдоль по Африке гуляем. (дети шагают)
Фиги – финики срываем. (имитируют движения)
Ну и Африка! Вот так Африка! (разводят руками)
Оседлали носорога, прокаталися немного, (пружинки)
Ну и Африка! Вот так Африка!
Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, (топают ногами)
Ну и Африка! Вот так Африка! (топают ногами)
II часть занятия - Лепка африканских животных
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поможем нашей саванне обрести своих жителей. Сегодня мы будем лепить фигурки из глины. Только сначала нужно вспомнить и назвать части тела того животного, которое вы хотите слепить.
(Дети называют животного и его части тела, уточняя форму и размер)
Например: Слон – у слона есть большое туловище, круглая голова, четыре толстых ноги, хвостик. На голове два уха, они круглые и плоские. Хобот как труба. (Если дети затрудняются, то педагог предлагает для наглядности фигурки животных)
Воспитатель:
- Ребята, на сколько частей вы разделите кусок глины?
- Какая самая большая часть в фигурке животного?
- Что надо сделать, чтобы ноги (лапы) получились одинаковыми?
Воспитатель в процессе занятия следит, чтобы дети прочно скрепляли части фигурки, используя прием примазывания. Хвалит детей за лепку мелких деталей, придающих животному большую выразительность. В ходе работы детей, педагог оказывает помощь, если требуется, вносит небольшие коррективы.
В конце занятия предлагается детям, сидящим рядом за столом. обменяться фигурками и поочередно рассказать о работе товарища. Воспитатель следит, чтобы ребенок обязательно находил и отмечал положительные стороны.
Воспитатель: А что бы ты посоветовал своему товарищу, чтобы его животное было еще лучше?
(Заслушиваются две-три пары. Затем все работы ставятся на один стол)
Воспитатель: Какие фигурки зверей можно назвать выразительными и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну что ребята, вот и закончилось наше путешествие. Спасибо тебе Африка за гостеприимство, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.
После полного высушивания фигурки животных разукрашиваются и помещаются на панно. Эта работа выполняется в свободной деятельности во второй половине дня.