Татьяна Хомук
Конспект НОД по художественному творчеству «Русский сувенир» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке-символе русского народного искусства.
Задачи:
• Продолжать учить детей расписывать русскую матрешку. Познакомить детей с разнообразием матрешек.
• Продолжать учить составлять узоры, украшать матрёшку, используя изученные приемы рисования.
• Развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
Темочки:
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;
• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
воспитывать интерес и уважение к детям другой национальности.
Предварительная работа: рассматривание игрушек народно-прикладного промысла (матрешек, дымковских, филимоновских, беседа о народных игрушках, рисование других игрушек народно-прикладного искусства, рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи.
Материалы и оборудование: посылка, фотографии детей Крайнего севера, кукла – сувенир, угощения, игрушки Матрешки с традиционными видами росписи, мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Про дружбу», барельефы матрёшек, краски в палитрах, кисти двух видов, подставка для кисти, салфетки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(В начале занятия звучит песня «Все дети на большое планете»). Воспитатель входит в группу с посылкой в руках.
-Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из детского сада «Пчелка». Хочу познакомиться с вами. Возле сада я встретила почтальона. Он попросил меня передать вам эту посылку. Интересно, откуда она и что в ней лежит. (Читает адрес и открывает посылку).
Ребята, эта посылка из детского сада, который находится очень далеко. На самой дальней точке России, в городе Якутске. Ребята прислали вам их фотографии и письмо.
Дорогие, ребята!
Мы решили написать вам письмо. Мы очень дружные ребята. Нам по 6 лет. Скоро мы пойдем в школу. Очень любим, мастерить что-то своими руками. Хотим познакомиться с вами и шлем вам свои фотографии. А еще мы шлем вам в подарок наш национальный сувенир. Мы сделали его своими руками. А вот приехать, к сожаленью не можем, потому что еще маленькие. Ждем ответа.
Ребята, посмотрите, какую замечательную куклу они сделали своими руками.
-А, кто знает, что такое сувенир! А, знаете ли вы, какой у нас традиционный русский сувенир? Какой сувенир могли мы подарить нашим новым друзьям?
Ответы детей.
-Сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете, какой сувенир самый яркий и любимый, нравится взрослым и детям.
Загадывание загадки:
Цветастые платья,
Румяные щечки!
Ее открываем-
В ней прячутся дочки. (Матрешка).
-Я приглашаю вас на выставку матрешек.
-Игрушек больше миллиона в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас не перечесть.
Но изо всех, быть может, только лишь одна.
Для дружбы всех людей на свете рождена.
-Русская матрешка. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Давайте, рассмотрим матрешек.
-Какая матрешка вам больше всего нравится?
-А что общего у всех матрешек?
-А чем они отличаются друг от друга.
Матрешки все разные, потому что попали к нам из разных регионов.
Эта матрешка из тихого городка Семенова. В руках у нее букет цветов садовых, розовых, бордовых. Отсюда и название Семеновская матрешка.
Какие цветы вы видите на сарафане у матрешки?
Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан, белый фартук украшенный цветами.
А это матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами
И сияющими лепестками.
И ягодами разными
Спелыми и красными.
Это соседка семеновской матрешки. У нее нет таких деталей, как сарафан,кофта, как у семеновской, а из под платка обязательно видны кудри.
Это матрешка из Сергиева Посада.
Встрече с вами очень рада.
Мне художник дал яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
-Матрешка - кукла так выразительна и совершенна. Что живет не как игрушка. А как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
-Какие матрешки по характеру?
Ответы детей.
-А сейчас мы на минутки превратимся в матрешек.
Физкультминутка:
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Вправо, влево наклонись.
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
-Ребята, а вы бы хотели подружиться с вашими новыми друзьями и сделать им тоже сувенир?
Ответы детей.
Тогда приглашаю вас в нашу мастерскую.
Сейчас мы превратимся в настоящих мастеров художников и сделаем замечательные сувениры для наших друзей.
Давайте еще раз рассмотрим матрешку, чтобы уточнить во что она одета.
Кукла славная - матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки.
И на сарафане. Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво.
Очень ярко и красиво!
Круглая кукла одета в платок.
Голубой сарафан расписан в горох.
Матрешка в руках держит цветы:
Ромашки, маки, васильки.
Из – под платка смотрит коса,
В красный бант она заплетена.
Какими элементами росписи раскрашены матрешки?
Ответы детей.
Украшена одежда точками и кругами, прямыми и волнистыми линиями, яркими цветами.
Ответы детей.
Самое интересное и сложное нарисовать лицо: выразительные глазки, алые губки, яркие щечки, аккуратные челочки.
Перед вами на столах лежат заготовки матрешек из гипса. Какие элементы вы видите?
Ответы детей.
Начнем сначала рисовать личико матрешки. Затем платочек, фартук и сарафан.
Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники тишина и терпение.
-А теперь подготовим наши ручки к работе :
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали-сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
-Приступаем к работе.
Практическая часть. (Воспитатель помогает детям советом в выборе краски, узора).
Подведение итогов работы.
-Ребята несем свои матрешки на выставку.
-Молодцы, ребята! Очень красиво расписали матрешек, каждая по-своему хороша.
-Какая матрешка получилась самая яркая?
-У какой матрешки самый красивый платок?
-Какая матрешка самая веселая?
Наши матрешки символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера. Пусть они подсохнут немного, а потом кто захочет, отправит их вашим новым друзьям.
Воспитатель достает посылку, приклеивает адрес и кладет свою матрешку и заглядывает в коробку.
-Я отправлю свою матрешку, а еще мы сделаем фото с нашей выставкой матрешек. Пусть наши друзья порадуются за нас.
-Ребята, а в посылке не только фотографии и кукла-сувенир были. Здесь еще и угощения для вас.
Как я сразу не заметила?
Воспитатель раздает угощения.
Вы, большие, молодцы!