Калинкина Светлана
Конспект НОД по художественному конструированию в старшей группе «Плетеный коврик»
Тема «Плетеный коврик»
Задачи: познакомить с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства и плетением как универсальной техникой конструирования, вызвать интерес к освоению способа плетения из ленточек или полосок (по выбору) для изготовления оригинальных бытовых изделий (ковриков, салфеток, закладок); развивать ловкость, аккуратность, глазомер, чувство ритма.
Публикация «Конспект НОД по художественному конструированию в старшей группе „Плетеный коврик“» размещена в разделах
- Коврики. Плетение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Старшая группа
- Темочки
Материалы, инструменты, оборудование: плетеные изделия (шляпа, сумка, салфетка, несколько ковриков, изготовленных педагогом из разных материалов (бумаги, ленточек, тесьмы, соломы, прутиков,лупы, кусочки марли или мешковины для рассматривания, картинки (прялка, ручной ткацкий станок, современное оборудование ткацкой фабрики, красивая коробочка.
Практический материал на выбор детям: формы для плетения - прямоугольные и квадратные листы плотной бумаги или картона с надрезами, шнурки, ленточки, тесьма, готовые полоски из бумаги, картона, цветная бумага с метками для разрезания на полоски, ножницы, клей, цветная бумага и бумажные силуэты (зонтики, птицы, рыбки, листики, шарики).
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, недавно мы с вами были дизайнерами: расписывали полоски «ткани». А из чего сделана ткань? Как вы думаете? (Из ниток). У вас на столах лежат лупы и кусочки ткани. Что ж, давайте посмотрим через лупу на ткань. Что вы видите? (Ниточки переплетаются, образуя сеточку).
Значит, мы были правы: ткань состоит из переплетенных ниток.
Ребятки, я вам кое-что принесла (Открываю коробку, выкладываю коврики, изготовленные из разных материалов).
Рассмотрите коврики. Все они сделаны из разных материалов: бумаги, ткани, соломы, пластилина, но способ их изготовления общий — плетение.
Плетение – это одно из древних ремесел. На Руси такое ремесло пользовалось большим успехом. В старину, когда не было нитей, люди использовали разные материалы: лубяные волокна, стебли растений, полоски меха и шерсть животных, даже человеческие волосы. Волокна вытягивали в одни ниточку (пряли) и сматывали затем в клубочек. Руками это было делать тяжело. Вот тогда и придумали прялку (показ картинки). Ну, а потом придумали станочки для плетения и назвали их ткацкий станок. И на нём плели руками, и называлось это ручное ткачество (показ картинки). А людей называли ткачами.
И сегодня плетеные изделия можно встретить в любом доме: корзинки, кашпо, мебель, салфетки. Все эти предметы придают обстановке дома необычный характер.
Только теперь плетеные изделия чаще всего изготавливают с помощью специальных машин (показ картинки). Человек управляет пультом и следит не за одним станком, а за несколькими.
Предлагаю стать ткачами и изготовить свой коврик из бумаги, используя ее свойства: эластичность и упругость. Кто хочет научиться плести коврики?
Знакомство с технологией плетения на примере бумажного коврика.
1. Готовим основу для коврика: прочную бумагу или тонкий картон сгибаем пополам, делаем надрезы от линии сгиба (не до конца листа) и раскрываем.
2. Подбираем разноцветные ленточки или бумажные полоски. Помним о том, что цвета должны сочетаться или гармонировать цветом между собой.
3. Берем одну ленту и начинаем плести, продевая поочередно через полоски основы: под/над под/над. Затем берем ленту другого цвета и продеваем рядом, но только наоборот: над/под, над/под.
4. Продолжаем плести, чередуя ленты, чтобы получился красивый узор. Закрепляем концы ленточек или полосок клеем.
Перед тем как приступить к работе разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их).
Воспитатель: Ну вот, пальчики готовы работать. Предлагаю вам выбрать материалы по своему желанию (бумагу, картон, ленты, тесьму, шнурки) и сплести коврик.
Самостоятельная деятельность.
Выставка готовых работ.
Во второй половине дня дети оформляют коврики по своему желанию: приклеивают цветы, насекомых, листики, привязывают или приклеивают пуговицы, завязывают бантики и т. д.