Екатерина Каракулина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Рисование примакиванием и тычком «Одень матрешку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом.
2. Учить сравнивать особенности росписи матрешек (колорит, композиция, элементы).
3. Учить детей расписывать силуэты матрешек; закреплять приемы рисования кистью (методом примакивания); тычком.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе, Рисование примакиванием и тычком „Одень матрешку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
4. Учить рисовать растительный узор в стиле Семеновской росписи, используя гуашь.
Развивающие задачи :
1. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, мышление.
2. Развивать речь, умение отстаивать свою точку зрения.
3. Развивать композиционные умения при составлении узоров, размещении его на силуэте.
4. Разработать собственные образцы росписи.
Воспитательные задачи:
1. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Методы и приё мы:
Игровые: сюрпризный момент, игровой персонаж - Матрешки.
Наглядные: рассматривание матрешек, рассматривание схемы.
Словесные: вопросы продуктивного и репродуктивного характера, пояснения, поощрение, оценка детской деятельности, напоминание, художественное слово, беседа, сравнение.
Практические: решение проблемных ситуаций, дидактическая игра, самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской. Куклы в национальных костюмах разных областей; диск с народными мотивами.
Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Предварительная работа: рассматривание матрешек в игровой среде, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов.
Индивидуально – дифференцированный подход:
К детям со средним уровнем развития : вопросы репродуктивного характера, рассказывание с использованием схем и по вопросам.
К детям с высоким уровнем развития : вопросы поискового характера, рассказывание по картинке, использование речи доказательства.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках за столами. В центре стол, за которым стоит воспитатель.
Воспитатель: ребят, сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами… Впрочем отгадайте загадку, и сами все поймете:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: правильно ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли матрешки!
(Воспитатель, выставляет на стол матрешек из одного набора приговаривает) :
Сколько кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут.
Матрешка - это игрушка с сюрпризом.
Ребятки, а какой же сюрприз приготовила нам Матрешка?
Дети: в матрешке прячутся другие Матрешки.
Воспитатель: Хотите проверить?
Дети: Да!
(Игра детей с Матрешками)
Воспитатель: Ребят, а вы знаете кто же придумал матрешку?
Дети: нет.
Воспитатель: хотите узнать?
Дети: да!
Воспитатель: А дело было так: давным давно жил-был на свете купец Савва Мамонтов. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу из далекой страны Японии фигурку святого, выточенную из дерева. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую «Детское воспитание». По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.
Распространенным именем было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней — любовь и дружба.
У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. Посмотрите на этих матрешек.
Одинаковые ли Матрешки?
Дети: Разные.
Воспитатель: Скажите, чем они похожи, и чем отличаются?
Дети: Они деревянные, яркие, нарядные. Но, у них разной формы лицо и по – разному рисуют художники глаза. В росписи используются разные цвета и разные узоры. По – разному рисуют волосы у Матрешек.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на доску, кто здесь? Это тоже Матрешки, только что же с ними случилось?
Дети: Их не расписали.
Воспитатель: Что же нам делать, как мы можем им помочь?
Дети: Давайте их украсим. Разными узорами!
Воспитатель: Пройдите к доске. Вот Матрешки, а вот элементы узоров. Выберите и украсьте матрешку правильно.
(Дидактическая игра «Укрась Матрешку»)
Воспитатель: Какие красивые матрешки у нас получились! В разных нарядах!
Воспитатель: А вы хотите стать мастерами-художниками и сами придумать свою роспись для матрешек (дети выбирают трафареты - силуэты матрешек). Ребята, давайте сделаем матрешек цветными, яркими, используя знакомые приемы примакивания кистью, рисование тычком. Но сперва разомнё м наши пальчики:
Физкульминутка:
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали — сжали.
Кулачки разжали — сжали.
Вот и пальчики размяли.
Воспитатель: А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.
Ну что ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках.
Воспитатель: Ребята обратите внимание, что перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.
Индивидуальная работа:
1ребенок - Какие цвета ты будешь использовать? Какие узоры ты придумал?
2ребенок. - Для каждой краски используй свой тычок, чтобы краски не смешивались.
3ребенок - Что случилось с твоей матрешкой? Почему она не улыбается?
(По окончании работы оформляется выставка матрешек).
Воспитатель:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. Какие вы молодцы, вы все так старались. Вы сегодня были самыми настоящими мастерами и так чудесно расписали наших матрешек. (разглядываем с детьми работы. Обратить внимание детей: у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ.)
Рефлексия: ребята, а вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы с вами устроим выставку работ, чтобы ваши родители уведили какие вы молодцы и какие замечательные работы у вас получились!