Ольга Изратова
Конспект НОД «Морское путешествие» с использованием нетрадиционного способа рисования и ИКТ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морское путешествие» с использованием нетрадиционного способа рисования и ИКТ.
Цель: Развивать представления об обитателях подводного мира и художественные способности к интеграции различных видов изобразительной деятельности.
Задачи: Закреплять представления о подводных обитателях, их разнообразии и образе жизни.
Публикация «Конспект НОД „Морское путешествие“ с использованием нетрадиционного способа рисования и ИКТ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Дать представление о значении чешуи для жизнедеятельности рыбок.
Способствовать развитию у детей навыков нетрадиционных способов рисования – рисование с использованием соли и клея.
Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.
Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: бумага А4 – голубой фон с наклеенными белыми рыбками, клей ПВА, стаканчики с водой, соль мелкая «Экстра», акварель, кисть №3, салфетки, подносы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Подводный мир», запись музыки шум моря, музыка для релаксации «Море».
Предварительная работа: аппликация и рисование разных видов рыбок; рисование водорослей, кораллов, рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение стихов, рассказов и загадок о морских животных.
Ход:
Педагог:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, как вы думаете куда? Отгадайте загадку.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Жизнь зародилась в море, именно в воде появились древнейшие животные и растения. Миллионы лет они размножались и видоизменялись в воде, одни приспособились к условиям суши, жизнь других осталась, связана с водой.
- Закройте глаза, наше путешествие начинается (звучит музыку с записью шума моря. Дети свободно и спокойно покачиваются и кружатся на месте).
Педагог:
Путешествие морское начинается, друзья!
Вот оно, какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное.
С небом обнимается,
Солнцу улыбается.
Н. Волкова
Педагог:
- Ребята, в подводном царстве живут непохожие друг на друга морские обитатели. Давайте, понаблюдаем за ними со стороны (дети останавливаются у мультимедийной установки, слайды меняются)
Ребенок:
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Слайд 1
Педагог:
- Это малоподвижные животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Продолжительность жизни морской звезды — до 30 лет. Большинство морских звёзд — хищники, питающиеся главным образом моллюсками. Некоторые морские звёзды причиняют ущерб, уничтожая промысловых моллюсков: устриц, мидий и поедают рифообразующие кораллы.
Ребенок:
По волнам гуляет зонтик
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива! (Медуза)
Слайд 2
Педагог:
- Медузы, морские светлячки, будто парашюты, спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В студенистом и прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза, в основном она состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Эти существа могут быть и опасны, кто – ни будь, из вас знает почему? Если к медузе притронуться, то можно обжечься.
Ребенок:
Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик
Круглый вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком
А вот рыбки – лихо.
(Морской ёж)
Слайд 3
Педагог:
- Посмотрите на красавцев, морских ежей, они похожи на распустившиеся хризантемы, такие яркие пестрые, пушистые, но очень, колючие. Морские ежи живут в океанах и морях в соленой воде, часто селятся в расщелинах и углублениях скал.
Морские ежи — донные ползающие или же зарывающиеся животные. Они всеядны, питаются водорослями, губками, моллюсками разнообразной падалью, мелкими звездами и даже другими морскими ежами.
Ребенок:
Он плавает на дне глубоком,
А иногда – у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов.
(Скат)
Слайд 4
Педагог:
Словно птица, рыба скат, взмахивая своими плавниками, парит в морских глубинах.
Большинство скатов живёт в морской воде. На верхней стороне расположены глаза. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими. Размах крыльев может достигать 2,5 метра, а длина — до пяти метров; Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, с помощью специального органа скаты могут парализовать добычу электрическими разрядами.
Ребенок:
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет.
(Морской конек)
Слайд 5
Педагог:
Резвые морские коньки, очень веселые озорные. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Морские коньки живут в морях. Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками.
Ребенок:
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо (Осьминог)
Слайд 6
Педагог:
- Вы можете подумать что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив перебирая своими щупальцами, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.
- Так, где же живут все эти животные? (Ответы детей)
Слайд 7
Педагог:
- Правильно, в море. А какое бывает море? (спокойное, бурное, тихое, синее, штормовое, сверкающее) Какая в нём вода на вкус? (Ответы детей)
- А вы знаете, почему вода в море соленая? Присаживайтесь на коврик, я вам поведаю очень интересную историю.
Педагог пересказывает кратко содержание филиппинской народной сказки «Почему море соленое» ( Умная Марсела: Филиппинские народные сказки/Составл. и пересказ с английского и тагальского Р. Рыбкина; - М. : Дет. лит., 1981. – 191 с., ил. ; стр. 36-39)
- Подводный мир многообразен, в нем живут моллюски, актинии, кораллы, водоросли и, конечно же (загадка о рыбке)
Ребенок:
Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. (Рыба)
Педагог:
- Рыбы, как многие животные, дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по-разному себя ведут в воде и по-разному защищаются и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч.
- На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами.
Слайд 8
(на слайде появляется изображение нераскрашенных рыбок)
Педагог:
- А это что такое? Рыбки стали белые, потеряли свою чешую. Что же с ними могло случится? (Ответы детей)
- А ведь без чешуи, ребята, рыбка может погибнуть. Кто – ни будь, из вас знает, зачем рыбкам чешуя?
Ребенок:
- Чешуя - это защита кожи рыбки, она очень легкая, прочная, и самое главное, защищает рыбку от бактерий, хищников, помогает ей быстро менять движение в воде.
Педагог:
Ребята, чтобы наши рыбки не погибли, предлагаю нарисовать им красивую чешую, вы мне поможете? Тогда я приглашаю вас в подводную изостудию.
(дети подходят к столу педагога)
Педагог:
- Ребята, в моей изостудии все волшебно-морское – волшебный морской клей, морская соль, краски.
Педагог: (показывает процесс нетрадиционного рисования)
- Сейчас я научу вас волшебству. Сначала клеем нарисуем глазки, жабры, чешую. Затем клей посыпаем солью и мягкой кисточкой нанесём краску на силуэты рыбок. Рисуем осторожно, стараясь не повредить кожу рыбки. Чтобы наряд у наших рыбок был красивый, меняем краску.
Педагог:
- А теперь, мои волшебники – художники, прежде чем начать наши превращения разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осьминожка»
Осьминог, осьминог
Восемь рук и восемь ног.
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка с нею дружит,
Эта ножка, чтоб играть,
Эта, чтобы рисовать,
Ну, а эта, чтоб нырять
От акулы удирать,
Эта брюшко почесать
А седьмая и восьмая
Маму с папой обнимать.
Самостоятельная деятельность детей. (Дети садятся на свои места, в процессе работы провожу индивидуальную работу, закрепляю последовательность выполнения) Звучит музыка в записи.
Педагог:
- Ребята, какие вы молодцы. Рыбки получились очень яркие, задорные и красивые.
- Давайте отпустим их в море.
(дети выкладывают свои работы)
- Какая рыбка самая пестрая?
- Найдите самую яркую рыбку?
- Рыбки получились просто необыкновенные, теперь все морские обитатели будут любоваться ими. Молодцы!
Игра «Море волнуется…»
приложение
"Почему море соленое" (филиппинская сказка)
В давние времена жили в одном селении два брата: один — богатый, другой — бедный. Старший брат жил в большом доме, и добра у него было видимо-невидимо. А младший брат с женой и детьми ютился в маленькой хижине. Односельчане не любили старшего брата, потому что он был очень скупой. Не только в будни, но и в праздники у него, бывало, зернышка риса не выпросишь.
И вот как-то пришел праздник, а в семье младшего брата нечего было есть. Жена и дети плакали, и бедняк решил пойти к старшему брату и попросить у него хоть немного еды детям.
Богач даже не пустил брата на порог и грубо спросил:
- Что, опять попрошайничать пришел?
- Пожалей моих детей, — взмолился бедняк, — дай мне хоть что-нибудь, ведь сейчас праздник.
Старший брат вынес половину засохшего окорока и швырнул бедняку.
- На, бери, — крикнул он, — и уходи! И чтоб твоей ноги больше здесь не было!
- Спасибо тебе, брат, за моих детей — теперь они не умрут от голода, — смиренно сказал бедняк и понес окорок домой.
Он уже был недалеко от хижины, когда его окликнул незнакомый старик.
- Я знаю, как тебе нужен этот окорок, — заговорил старик, — однако послушай, что я тебе скажу. Иди скорее на берег моря, там ты увидишь большое дерево с дуплом, а в этом дупле живут дуэнде (гномы) У входа в их жилище лежит маленький каменный жернов. Когда дуэнде увидят окорок, они захотят выменять его на золото и драгоценности. Но ты требуй взамен жернов и ни на что другое не соглашайся. Жернов тот не простой, а волшебный — он даст тебе все, что ты только у него попросишь.
Младший брат послушался старика и отправился на берег моря, к дереву, в дупле которого жили дуэнде. Дуэнде в это время веселились и пили пальмовое вино. Увидев бедняка с окороком в руках, они закричали:
- Эй, человек, давай поменяемся — ты нам окорок, а мы тебе золото!
- Нет, — сказал бедняк, — я отдам вам окорок только в обмен на этот каменный жернов.
Дуэнде не знали, что жернов волшебный, и отдали жернов бедняку, а тот дал им окорок.
Когда бедняк вернулся домой, был уже вечер. Его встретили голодные жена и дети. Они надеялись, что он принесет им поесть, и горько заплакали, когда вместо еды увидели в руках отца маленький каменный жернов.
- Не плачьте, — сказал отец, — идите сюда и смотрите! Больше нам голодать не придется. А ну-ка, жернов, дай нам побольше жареного мяса, вареной рыбы, риса с приправами и другой вкусной еды! И дай нам красивый дом, полный всякого добра.
Один миг — и все это появилось.
Как же удивились люди, когда на другое утро увидели: там, где раньше была жалкая хижина, теперь стоит большой и красивый дом!
Весть о случившемся разнеслась повсюду, и к младшему брату стали приезжать разные люди из других мест. Все пытались купить чудесный жернов, однако хозяин жернова ни за что не соглашался расстаться с ним. Но однажды ночью, когда все спали, один торговец солью украл жернов и повез в большой лодке через море. Когда берега не стало видно и купец уже не боялся, что его поймают, он сказал жернову:
- Намели-ка мне соли для продажи, да побольше?
Жернов завертелся, и с него начала сыпаться соль. Лодка уже наполнилась до краев, а соль все сыпалась и сыпалась — ведь вор не знал, как остановить жернов. Наконец лодка потонула, соль, что была в ней, растворилась в воде, а жернов упал на морское дно. И говорят, до сих пор он перемалывает там соль.
Вот почему вода в море теперь соленая.