Татьяна Адурян
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы «Роспись дымковского петуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы общеобразовательной направленности
Тема: «Роспись дымковского петуха»
Цель: закрепить у детей представление о дымковской росписи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы „Роспись дымковского петуха“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:• расширить и систематизировать знания детей о дымковской росписи;
• учить детей росписи по мотивам дымковского орнамента;
• учить детей рисовать ватными палочками;
• активизация самостоятельной деятельности детей.
Развивающие:• развивать художественно - эстетическое восприятие, творческую активность;
• развитие личностных качеств: активность, любознательность, желание помочь;
• развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:• воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности и самостоятельности в принятии решений.
План занятия:1. Организационный момент (введение в тему занятия). …. 2 минуты
2. Беседа «Дымковская роспись»… …. …. …. 4 минуты
3. Упражнение «Русские узоры» …. …. …. 3 минут
4. Прослушивание стихотворения «Петушок» .…. …. 2 минуты
5. Физкультминутка «Петушок». …1 минута
6. Рисование детей под русскую народную музыку…. 10 минут
7. Пальчиковая гимнастика. …. 2 минуты
8. Подведение итогов занятия…. 1 минута
Оборудование: • белая бумага формата А4, акварель, кисти для рисования, непроливайка с водой, клеёнка, тряпочки;
• иллюстрации дымковской росписи, городецкой, гжельской, хохломской;
• акустическое оборудование.
Содержание:
1. Организационный момент (введение в тему занятия)Воспитатель: Звучит произведение Михаила Ивановича Глинки «Камаринская». Воспитатель в русском народном костюме созывает детей:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства. Хотите отправится со мной в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы отправимся в галерею рисунков дымковской игрушки.
2. Беседа «Дымковская роспись»Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек: барышни, петушки! Давайте их рассмотрим. Дети самостоятельно рассматривают игрушки. Какие они все яркие, красивые и очень разные! Но, все-таки у них есть что - то общее! Что, как вы думаете, ребята?
Дети: Они разукрашены в одинаковом узоре.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называют дымковскими?
Дети: Потому что их делают в селе Дымково.
Воспитатель: Да, правильно. Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить. А потом по имени этого села стали и игрушки называть дымковскими.
Ребята, посмотрите, на белом фоне сверкают синий, желтый, зеленый, оранжевый и малиновый цвета. Для росписи мастера - умельцы используют различные узоры. Посмотрите внимательно и скажите, из каких элементов состоят узоры дымковской росписи.
Дети: Круги, полоски, точки, кольца, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: Молодцы! Все элементы росписи правильно назвали.
3. Упражнение «Русские узоры»Воспитатель: А мы сейчас посмотрим - насколько быстро вы можете отличить элементы дымковской росписи от других видов росписи. Дети, выберете карточки с элементами дымковских узоров из карточек с элементами различных узоров других росписей. Ребята, а почему вы выбрали именно эти карточки?
Дети: Потому что на них нарисованы дымковские узоры.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это дымковские узоры?
Дети: Потому что эти узоры состоят из кружочков, овалов, полосок, точек, клеток, штрихов.
Воспитатель: А какие цвета используют мастера при росписи дымковской игрушки?
Дети: Синий, жёлтый, зелёный, красный, малиновый.
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите быть мастерами?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку. Возьмите всё необходимое для вашей работы. Садитесь по удобнее, и слушайте внимательно.
4. Прослушивание стихотворения «Петушок»Воспитатель: А что бы узнать кого именно мы будем рисовать из дымковской росписи, петушка, барышню, доброго молодца или может быть ещё кого-то, вам нужно послушать стихотворение:
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.
Дети: Мы будем рисовать дымковского петушка!
Воспитатель: Правильно, ребята!
5. Физкультминутка «Петушок»Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения.
Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук,
Шелкова головушка (гладим по голове,
Масляна бородушка (гладим по подбородку).
Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх, Голосисто поешь,
Детям спать не даешь (руки складываем под щекой).
6. Рисование детей под русскую народную музыкуВоспитатель: Звучат русские народные мелодии.
Ребята, каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая красива по - своему. Сегодня вы распишите своего петушка по своему желанию. Сейчас я вам покажу, как мы будем рисовать, а вы внимательно слушайте и смотрите, а потом как настоящие мастера - умельцы будете самостоятельно расписывать своего петушка. Сначала палочки смачиваем в воде, затем обмакиваем кончик палочки в краску и ставим точки, там, где мы хотим нарисовать узор. Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, палочку нужно держать строго вертикально и прижимать к игрушке с достаточным нажимом. Теперь нарисуем волну. Берем другую ватную палочку, смачиваем в воде и обмакиваем в другую краску. И точно так же, чтобы отпечатки получились ровными и четкими, палочку необходимо держать вертикально и прижимать к игрушке.
Сейчас мы с вамии будем расписывать наших петушков. Давайте еще раз рассмотрим с вами петушка. Какие части тела есть у петушка?
Дети: Голова, туловище, клюв и т. д.
Воспитатель: Правильно, голова, туловище, хвост, лапы; на голове гребешок и бородка, клюв, глаза. Ребята, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою игрушку, что у вас должно получиться. Настроились? Тогда давайте творить чудеса.
7. Пальчиковая гимнастика Воспитатель: Ребята, все уже нарисовали своих замечательных петушков, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.
Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу (ухватить каждый пальчик у основания,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну (вращательными движениями дойти до ногтя).
Давайте повторим ещё раз.
8. Подведение итогов занятияВоспитатель: Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. А я вам предлагаю сделать красивую выставку наших рисунков.