Ефимова Наталия Петровна
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему для средней группы
Цель. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.
Задачи.
Образовательные:
• Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
• Продолжать формировать навыки рисования элементов дымковской росписи (колечки, кружки, точки) тонкой кистью.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему „Дымковская игрушка“ для средней группы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• Формировать навыки аккуратного рисования красками.
• Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,
ритмично чередуя их.
• Обогащать активный словарь детей по теме.
Развивающие :
• Развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
• Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.
• Воспитывать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи дымковской лошадки.
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и труду народных мастеров.
Подготовительная работа:
• Знакомство с дымковскими изделиями, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, их росписью.
• Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании,
• Рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок.
• Чтение русских потешек, песенок, загадок.
• Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
• Рисование элементов дымковской росписи.
Материалы и оборудование
Демонстрационный:
• Дымковские игрушки из глины.
• Фотографии и иллюстрации дымковских игрушек.
• Картинки с элементами дымковских узоров.
• Образец воспитателя на мольберте.
• Видео презентация «Дымковская игрушка».
• Запись русской народной мелодии.
• Записка от мастеров.
Раздаточный:
• Силуэт глиняной игрушки лошадки для каждого ребенка.
• Подставка под кисточку, кисти тонкие мягкие, салфетки, стаканчики для воды для каждого ребенка.
Используемые методы:
• Сюрпризный момент.
• Словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения).
• Игровые методы и приемы.
• Физкультминутка.
• Показ и объяснения воспитателя.
• Анализ работ воспитателем и детьми.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети находятся в музыкальном зале, оформленной по теме «Дымковская деревня».
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех мы вас приветствуем!
Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Что вы можете рассказать о России, какая она? (Ответы детей)
Воспитатель дополняет ответы детей.
А еще богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают.
Под музыку входит «Дымковская барышня».
2. Основная часть.
Дымковская барышня : Здравствуйте ребята! Я - дымковская барышня. Пришла из далекой страны Дымково, где делают разные игрушки, и козликов и индюков, петушков и барышень, таких красивых, как я. Ребята, а вы хотите узнать, как делают дымковские игрушки. Тогда, я вас приглашаю посмотреть презентацию «Дымковская игрушка».
Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (ответы детей).
Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство.
Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.
А, узоры очень простые.
- Ребята скажите, какие здесь вы знаете?
Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
А, какие цвета используют мастера для росписи игрушки?
(Ответы детей.)
Правильно: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
А игрушки выходят – просто загляденье!
Олень – золотые рожки!
На груди полосы и горошки.
Дымковский индюк хорош!
Лучше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой –
Вот какой весь расписной!
Конь домчит до карусели.
На коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал,
Засвистал и поскакал!
По двору петух шагает.
Курочек он охраняет.
Дымковская барышня
Ходит не спеша.
Ею все любуются –
Ах, как хороша!
Вот какие яркие, нарядные, веселые, игрушки делают дымковские мастера. А затем мастера относят готовые игрушки на ярмарку. Ярмарка – это веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
Ребята, а вы хотите посмотреть, как мастера расписывают игрушки? Тогда я предлагаю отправиться в мастерскую. Построились все за мной.
Мы готовы к путешествию.
- В мастерскую мы идем, парам, парам…
Дружно песенку поем, парам, парам
- А, где же мастера? Куда они все делись.
Никого нет.
Ой, ребята, здесь какая – то записка.
Дорогие ребята, у нас случилась беда, заболели все мастера. А у нас - скоро ярмарка. Некому расписать игрушки. Может вы, нам поможете расписать игрушки к ярмарке? Подписано мастера.
Ребята, поможем мастерам?
Дети: Да
Рассматривание дымковских игрушек.
Воспитатель: Ребята, какими узорами расписана игрушка?
Дети: кружочками, точечками.
Воспитатель: А, какой цвет использовал мастер при росписи игрушки?
Дети: Красный, белый, черная полоска и коричневая.
Воспитатель: Рассмотрим другую лошадку с барышней.
А какой же узор здесь нанес мастер на лошадку. (Ответы детей)
Правильно: овал, круг, волнистые линии, прямые линии,
А на груди, что у лошадки. (Овал, правильно.
А какие цвета использовал мастер на этих игрушках? (Ответы детей)
Отличие дымковской игрушки от остальных игрушек, то, что они бывают только белого цвета, и расписаны они различными узорами.
Воспитатель: Ребята, я тоже, как мастер города Дымково, хочу украсить игрушку для ярмарки. Я сначала ее распишу, а вы внимательно посмотрите, хорошо? Я возьму вот эту лошадку. Сначала, что я должна сделать?. Намочить кисточку водой, чтобы она промокла. Я хочу нарисовать синенькие кольца. Ребята, я обмакиваю кончик кисточки в краску и легонько, не нажимая на кисточку, рисую колечко. Вот у меня такое колечко получилось. А теперь хочу нарисовать красные колечки. Ребята, прежде, чем набрать другую краску, что я должна сделать? (ответы детей).
Правильно. Промыть кисточку, затем обмакнуть в салфетку и набрать другую краску. Я набираю краску и наношу на лошадку красные колечки. Еще нарисую зеленые волнистые линии. Посмотрите лошадке очень понравился наряд (воспитатель демонстрирует свою «Лошадку»).
Физкультминутка.
Воспитатель: А, теперь представьте, что мы с вами мастера.
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну–ка, за работу чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим и в печь (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, лепят волнистые линии)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи игрушки (руки вперед!
Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам разукрасить свою Дымковскую лошадку.
Вправо - влево повернись
И в умельцев превратись!
Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
Ребята, а вы умеете рисовать кружочки? Давайте вместе прорисуем в воздухе кружочки. Возьмите кисточку за железную рубашку, и проведем большой кружок в воздухе, а теперь маленький кружочек. (воспитатель вместе с детьми «Рисует» в воздухе узоры при этом стоит спиной к детям и фиксирует движения рук детей).
Молодцы, получается. Покажите, как будете рисовать точечки. А теперь попробуйте нарисовать точечки на лошадке без краски. Также: колечки, прямую линию, волнистую линию. Попробовали?
Ребята обратите внимание на цвет узора. Какие цвета использовали мастера для росписи лошадки?
Дети: ответы детей (цвета яркие, разноцветные)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Цвета насыщенные, яркие. Игрушки получаются веселыми, красочными и волшебными.
Ну что ребятки теперь можно приступать к росписи наших лошадок.
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой.
Звучит русская народная мелодия. Дети рисуют.
(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ).
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а сегодня мастера не просто так сделали лошадки. Потому, что в древности считалось, что лошади защищают избы людей от таинственных злых сил. Даже до сих пор люди прикрепляют к своим домам подковы.
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как мастера делали лошадок?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Что они сначала сделали.
Дети: Формы игрушек.
Воспитатель: Правильно формы игрушек.
Ребята, промываем кисточки и ставим лошадки на подставку. Как вы думаете, мы теперь можем отправить лошадок на ярмарку?
Дети: да.
Воспитатель: Скажите, какие узоры вы использовали при росписи лошадок?
(Ответы детей). А, какие цвета использовали? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте отнесем наших лошадок на ярмарку. Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками. Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
Воспитатель: А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Спасибо за работу.
А теперь из мастеров мы превращаемся в ребят и возвращаемся в группу.
Вправо влево повернись и в ребяток превратись.
(дети паровозиком уходят в группу)
.