Наталья Потафеева
Конспект НОД по музыке «Звуки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по художественно эстетическому направлению
(Музыкальная деятельность)
по теме: «Звуки осени»
в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей со звуками осени в музыке, углублять и расширять представления о детских музыкальных и шумовых инструментах и их выразительных возможностях.
Задачи:
• учить различать средства выразительности, изобразительность музыки;
Публикация «Конспект НОД по музыке „Звуки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• формировать звуковысотный слух, певческие навыки; развивать певческий голос, петь не напрягаясь, свободно; закреплять умение передавать характер песни голосом;
• совершенствовать умение совмещать игру на музыкальных инструментах с поэзией, музыкой; формировать умение соотносить звучание инструментов с определёнными звуками; закреплять навыки звукоизвлечения на разных музыкальных инструментах;
• учить передавать образы природы в ритмических и танцевальных импровизациях.
Методы и приёмы: проблемный, поисковый, вербальный прием, метод творческих заданий, словесный метод.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, детские музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, барабан, маракасы, деревянные палочки, кубики, ксилофон, султанчики, бубны, металлофон).
Ход НОД
Музыкальный руководитель заходит к детям в группу с письмом.
М. Р. : Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила письмо. Откроем и посмотрим.
Дети: Диск.
М. Р. : Давайте мы его включим и послушаем.
(Музыкальный руководитель включает диск, звучит фон «Смешанных инструментов»)
М. Р. : Ребята, я не пойму, что же произошло?
Дети высказывают свои предположения.
М. Р. : Давайте посмотрим, может в письме ещё что – то есть? (Достаёт музыкальный руководитель письмо, читает.)
«Здравствуйте, ребята! Я - Осень. В моём волшебном лесу все звуки перемешались…. Пожалуйста, помогите! Звуки осени найдите!»
М. Р. : Ребята, что будем делать?
Дети: Надо помочь Осени и найти звуки.
М. Р. : Я предлагаю отправиться в путешествие в царство Осени, и поискать осенние звуки. А отправимся в волшебное путешествие на облачке.
«Белые кораблики» - музыкально – ритмическое упражнение.
(Программа А. И. Бурениной)
(Дети после музыкально – ритмического упражнения идут из группы в музыкальный зал.
Музыкальный зал оформлен под осенний лес.)
М. Р. : А вот мы и в осеннем царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Какое волшебство осенних красок.
М. Р. : Ребята, посмотрите мы не одни в гостях у Осени, давайте гостей поприветствуем.
Приветственная песенка «Я здороваюсь везде»
на слова Машаковой
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже "здравствуй" говорю
На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое, (качаем руками над головой)
Здравствуй солнце золотое, (поднимают руки через стороны вверх, соединив пальцы над головой)
Здравствуй вольный ветерок (выполняют плавные движения руками вверх-вниз)
Здравствуй маленький дубок. (соединить кисти рук перед собой, пальцы растопырить в стороны)
Здравствуй утро, (правой рукой движение вправо)
Здравствуй день, (левой рукой влево)
Мне здороваться не лень (обеими руками показывают на себя, затем протягивают их вперед)
М. Р. : Ребята, давайте расскажем гостям, почему мы оказались в царстве Осени?
Дети: Осень потеряла звуки, и мы пришли помочь их найти.
М. Р. : Ребята, какие звуки мы можем услышать осенью.
Дети: Звуки дождя, шелест листьев, шум ветра.
М. Р. : Вы знаете, что звуки осени можно услышать не только в природе, но и в музыке. Давайте с вами вспомним музыкальное произведение об Осени.
Исполняется пьеса «Осенью» С. Майкапара
(программа О. П. Радыновой, тема «Осень», занятие № 2 стр. 58)
Дети: Это музыкальное произведение называется «Осенью».
М. Р. : Какое настроение выражено в музыке?
Дети: Грустное, нежное, печальное.
М. Р. : Да, музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Что вы услышали в музыке?
Дети: Мы слышим отрывистые звуки, напоминающие капли дождя. Он моросит тихонько и нагоняет тоску.
М. Р. : Пьеса «Осенью» схожа с русской народной песней: размеренная, спокойная, убаюкивающаяся, словно колыбельная песня. Природа засыпает, под лёгкие порывы ветра.
Ребята, вы не забыли, зачем мы пришли в царство Осени.
Дети: Мы пришли помочь Осени, найти звуки.
М. Р. : Я предлагаю вам подойти к столу, и посмотреть какие здесь музыкальные инструменты.
(Дети называют музыкальные инструменты лежащие на столе: бубен, барабан, треугольник, шуршики, металлофон, колокольчики, маракасы)
М. Р. : Я предлагаю найти музыкальный инструмент, который соответствовал бы звуку дождя, шелесту листьев, шуму ветерка, стуку дятла. (Дети из предложенных музыкальных инструментов выбирают инструмент, который по звучанию схожи со звуками природы.) М. Р. : Ребята, вам знакомы все инструменты, которые лежат на столе? (Дети указываю на новый музыкальный инструмент – ксилофон). С каким музыкальным инструментом схож этот музыкальный инструмент?
Дети: С металлофоном.
М. Р. : А чем эти два инструмента отличаются?
Дети: У металлофона пластины металлические, а у этого инструмента деревянные. И звук не звонкий, как у металлофона, а глухой.
М. Р. : Вы абсолютно правы, этот инструмент деревянный, и звук у него глухой. А называется он ксилофон. А что можно изобразить на ксилофоне?
Дети: Как дятел стучит по дереву.
М. Р. : Вы абсолютно правы. Выберете инструмент, на котором вы бы хотели воспроизвести звуки осени.
«Осенняя сказка»
(речевая игра с музыкальными инструментами)
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступая в игру в соответствии с текстом.
Тихо бродит по дорожке тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашуршит, маракасы
Где дождинкой зазвенит. колокольчики
Раздается громкий стук – деревянные палочки, кубики
Это дятел тук да тук!
Дятел делает дупло – ксилофоны
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, султанчики
По деревьям зашумел.
Громче завывает, тремоло бубнов
Тучки собирает.
Дождик - динь, дождик- дон! металлофон
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - все инструменты.
Осень яркая идет!
М. Р. : Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием, и я предлагаю вам исполнить «Осеннюю сказку» под музыку для наших гостей.
«Осенняя сказка» под музыкальное сопровождение.
(Дети на музыкальных инструментах музицируют под музыку).
Звучит голос Осени.
Голос: Спасибо вам, ребята, вы помогли отыскали звуки осени. Давайте исполним ваши любимые осенние песни.
(Музыкальный руководитель предлагает детям распеться и спеть попевку «Тучка».)
Попевка «Тучка» М. Ю. Картушиной
Песня с показом презентации «Золотая Осень»
М. Р. : Какие песни вы ещё знаете про осень?
(Дети самостоятельно выбирают песню из ранее выученных песен про осень. Дети предложили спеть песню «Модница Осень»).
М. Р. : Ребята, какая по характеру песня «Модница осень»?
Дети: Музыка то весёлая, озорная, шутливая, радостная, то задумчивая, неторопливая.
М. Р. : Вы правильно определили характер песни: то весёлая, задорная, то задумчивая, и даже загадочная. А о чём поётся в этой песне?
Дети: В песне поётся о том, как осень, словно модница, выбирает себя разные наряды.
М. Р. : Вы правы, осень всегда предстаёт перед нами в разных нарядах. Как мы можем передать характер осени?
Дети: Разной интонацией, мы можем передать характер и образ осени.
Дети поют песню «Модница осень»
под музыкальное сопровождение.
М. Р. : Ребята, вы очень постарались, и вам удалось в пении показать всё разнообразие осени, всё её великолепие. Как прекрасна, осеняя пора! И композиторы, и поэты воспевали её красоту в своих произведениях. Возьмите листочки, и встаньте в пары. Я предлагаю передать эту красоту в движениях.
Танец «Осенний парк»
(по программе А. И. Бурениной)
М. Р. : Молодцы ребята, вы справились с заданиями: отыскали звуки осени, раскрыли красоту осени и в песне, и в музыке, и определили какая музыка бывает по характеру. Мне понравилось сегодня с вами работать.
Рефлексия: «Осеннее дерево».
М. Р. : Я предлагаю вам украсить дерево. Посмотрите, у меня есть листочки разного цвета (жёлтые и зелёные). Если вы считаете, что все задания вы выполнили, и вам легко всё удавалось - возьмите и наклейте на дерево желтый листок; если вы в чём – то затруднялись, возьмите зелёный. (Дети наклеили на дерево выбранные листочки). Посмотрите, какое у нас золотое дерево получилось. Вы у меня талантливые и одарённые дети. Гостям нашим давайте скажем до свиданья.
Дети: До свидания.
Дети под музыку выходят из зала.