Екатерина Дружнова
Конспект НОД по грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории
Дружнова Екатерина Ивановна
Программное содержание :
1. Закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках.
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, решая проблемную ситуацию, делать вывод.
3. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Публикация «Конспект НОД по грамоте в старшей группе» размещена в разделах
4. Пополнять словарный запас.
5. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: магнитофон с записью звуков в природе, мольберт, магнитная доска с магнитами, 2 домика из картона (красный и сине-зеленый, на столе 3 грузовика из картона (красный, синий, зеленый, предметные картинки по количеству детей, 2 картинки с изображением юлы с 3х и 4х-звуковыми схемами, пеналы с фишками, обозначающие звуки; фишки для награждения, листы на каждого ребенка с контурным изображением юлы для штриховки по образцу, простой карандаш.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе
Магнитофон Запись со звуками в природе перед занятием.
1 часть, стоя с воспитателем
В. Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков нашей речи? Зачем?
Какие бывают звуки?
Д. Гласные и согласные
(на мольберте два домика)
В. В этой стране звуки живут в двух домиках. Какие звуки живут в этом домике?
Д. Гласные звуки.
В. Почему?
Д. Потому что мы обозначаем их красным цветом
В. А почему дверь в этом домике открыта?
Д. Потому что гласные звуки можно петь и тянуть, воздух выходит без преград.
Ребенок читает: Гласные тянутся к песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
В. Игра «Немые звуки». Назовем все гласные звуки по моим губам (а, о, у, и, ы, э)
В. Какие звуки живут в этом домике?
Д. Согласные звуки.
В. Почему?
Д. Потому что мы обозначаем их синим и зеленым цветом.
В. А почему дверь в этом домике закрыта?
Д. Потому что согласные звуки нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.
В. Какие преграды встречают согласные звуки?
Д. губы (п, язык (н, зубы (с)
Ребенок читает: А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
В. Какие согласные мы обозначаем синим цветом?
Д. Твердые согласные
В. Зеленым цветом?
Д. Мягкие согласные.
В. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики» (на столе 3 грузовика и рядом картинки)
В синем грузовике поедут те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, в зеленом с мягких согласных, в красном-с гласных. Перепутать нельзя, чтобы грузовики могли их правильно доставить в пункт назначения.
(дети раскладывают картинки)
2 часть за столами
На доске 2 картинки с изображением «юлы» одна с трех, другая с четырех звуковой схемой.
Проблемная ситуация.
В. Ребята, посмотрите, на картинках изображен один и тот же предмет, а звуковые схемы под ними разные, которая же из них правильная? Как мы можем решить эту проблему? Конечно, надо сделать звуковой анализ, то есть выделить каждый звук в этом слове.
Откройте пеналы, но выкладывать звуки придется прямо на столе, потому что мы пока не знаем, какую схему надо взять. Произнесем первый звук- «й»- он очень короткий, произносится быстро. Я скажу вам про него секрет: это согласный звук, преграда для воздуха язык и этот звук всегда мягкий. Значит, ставим зеленую фишку.
Далее по каждому звуку вызываю детей.
Делаем вывод, что действительно в слове «юла» 4 звука. Значит, какая схема нам нужна для слова «юла»? Молодцы! Правильно, четырех- звуковая!
С каким звуком мы познакомились сегодня? Какой секрет вы про него узнали?
В. Поиграем в «Живые звуки» Встаньте так, чтобы мы могли произнести слово «юла»
В. Какой можем сделать вывод? Д. У каждого звука свое место в слове.
В. Уберите звук «Й», «Л», «А», какой звук остался?
В. Придумаем слова с коротким мягким согласным звуком «Й». Он может быть в начале слова – яблоко, ежик, в середине слова – майка, каюта, в конце слова – сарай.
(За каждый правильный ответ даю фишки. Итог – у кого больше фишек)
Физкультминутка. Произносим все слова и звуки в них четко:
Для здоровья, для порядка
Дружно делаем зарядку
Головою 2 кивка раз, два
И в ладоши 2 хлопка раз, два
Вот мы к люстре потянулись
Вот присели, разогнулись
Вправо, влево наклонились
С гласными звуками мы покружились (а. о. у. и. ы. э)
На носки, потом на пятку
Вот и сделали зарядку.
А теперь мы тихо сядем
Головою думать станем.
3 часть Заштриховать карандашом картинку с изображением юлы по образцу.
4 часть Итог занятия.
С каким звуком познакомились? правило.