Наталия Макарова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10;
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению;
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;
Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать мелкую и общую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике;
Воспитывать внимательность, старательность и усидчивость.
Темочки:
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал:
Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов;
Карточка с тремя окошками (числовая карточка с 2 кругами и карточка с 1 и 3кругами);
Картинки с изображением Мудрой совы, медвежонка, зайца, ежа и лисы;
Звукозапись «Лес», «Цифры от одного до десяти».
Раздаточный материал:
Двух-полосные карточки, треугольники и квадраты на каждого ребёнка; Карточки с тремя окошками, наборы числовых карточек;
Конверты, в которых лежат части геометрических фигур, коробки остальными частями фигур.
Методические приемы:
1. Организационный момент;
2. Игровая ситуация «Приглашение мудрой совы в лесную школу»;
3. Дидактическая игра «Отсчитай-ка»
4. Игра «Найди соседей»;
5. Физкультминутка (с цифрами);
6. Игра «Скажи правильно»;
7. Игра «Составь целое по его части»;
8. Упражнение «Сделай узор»;
9. Физкультминутка «Дни недели»;
10. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Колокольчик звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся и им тоже улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я сегодня получила письмо от Мудрой совы, которая ведет уроки в Лесной школе. Она очень хочет, чтобы вы побывали у них на уроке математики и приглашает вас в Лесную школу.
Ребята, вы согласны?
Тогда отправляемся в путь (дети шагают на месте). А теперь закройте глаза и посчитайте до трех (звукозапись «Лес»).
Слышите, как шелестят листья деревьев? Мы с вами очутились на лесной опушке, где в лесной школе Мудрая сова ведет урок математики. Она просит лесных зверей сосчитать треугольники и квадраты. А зверята никак не могут справиться с заданием и просят вас помочь. Поможем, ребята?
2. Дидактическая игра «Отсчитай-ка».
Мудрая сова просит выполнить задания:
-отсчитайте и выложите на верхнюю полоску карточки на треугольник больше, чем число9. Сколько треугольников отсчитали? Почему вы отсчитали 10 треугольников?
-отсчитайте и выложите на нижнюю полоску карточки на 1 квадрат меньше, чем число 10. Какое число больше? Девять или десять? Какое число меньше? На сколько число девять меньше десяти? Как можно уравнять эти числа?
Одновременно у фланелеграфа ребенок выполняет это задание.
Молодцы ребята, помогли зверятам справиться с заданием.
3. Воспитатель:
Мудрая сова спрашивает, знают ли дети, что у каждого числа есть соседи? Например, у числа 2 младший сосед – 1, а старший сосед – 3. Он на 1 больше (воспитатель демонстрирует числовые карточки). А теперь заполните карточки.
Игра «Найди соседей».
(Игра повторяется со сменой карточек).
4. Воспитатель: А теперь мудрая сова приглашает на лужайку поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка (с цифрами)
Столько раз в ладоши хлопнем (8,
Столько раз ноги топнем (10,
Мы подпрыгнем столько раз,
Мы наклонимся сейчас,
Мы присядем ровно столько,
Ай да счет, игра и только.
5. Воспитатель:
Ребята, смотрите, сидят на пенечке медвежонок и зайчишка. Кажется, они спорят между собой, кто из них ниже, а кто выше. Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос? Давайте встанем в полукруг и поиграем в игру «Скажи правильно». (Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку). Например, что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: рябина или цветы на клумбе? Что выше: десятиэтажный дом или пятиэтажный? Что ниже: одноэтажный дом или трехэтажный? Что выше: стол или стул? Кто выше: медвежонок или зайчишка? Молодцы, помогли зверятам ответить на этот вопрос.
6. Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку:
Лесом катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Правильно, ежик тоже учится в лесной школе. И он хочет научится правильно делить целый предмет на части, ведь ему часто приходится делить яблоко на части. Их в семье четверо: он, ежиха и два ежонка. Научим его?
-Дидактическая игра. «Составь целое по его частям». В конверте каждого ребенка находится по (или части) геометрической фигуры. Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки. После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят. Затем воспитатель уточняет: как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или (или) часть? Еж говорит вам спасибо.
7. Дети, у ученицы лесной школы лисицы большая неприятность: у нее
был очень красивый платочек, который ей подарила мама. Но к
сожалению, платочек намок под дождем и весь рисунок испортился.
Лисичка очень расстроена и просит вас помочь сделать ей новый
платочек.
Упражнение «Сделай узор».
Воспитатель предлагает нарисовать:
- в правом верхнем углу два синих треугольника
- в правом нижнем углу один овал
- в середине листа два желтых квадрата
- в левом нижнем углу три зеленых прямоугольника
- в левом верхнем углу один красный круг.
Лисичка благодарит детей.
8. Воспитатель:
Ребята, урок математики в лесной школе подходит к концу. Мудрая сова хочет похвалить вас за ваши знания, умения и смекалку, она надеется, что ученики лесной школы также научатся хорошо считать и выполнять сложные задания.
9. Давайте мы попрощаемся с учениками лесной школы, Мудрой совой и ещё немного поиграем на лужайке.
Вы знаете дни недели? Вот сейчас посмотрим.
В понедельник я купался (плавание,
А во вторник – рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл (бег,
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье (хлопки,
Очень долго отдыхал.
Воспитатель:
Назовите дни недели по порядку (с мячом).
10. Дети, нам пора вернуться обратно, в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до трех. А вот мы и в саду!
Итог занятия:
Где мы с вами побывали? Какие задания мы выполнили, чтобы помочь лесным зверям? Что вам больше всего понравилось в лесной школе? Молодцы!