Ольга Солодкая
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Время. Части суток»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Время. Части суток»
По материалам И. А. Помораевой, В. А. Позиной, Л. Л. Тимофеевой
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Раздел: Формирование элементарных математических представлений.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в средней группе „Время, Части суток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
1. Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
2. Закреплять и систематизировать представления о последовательности частей суток : утро, день, вечер, ночь.
3. Развивать мышление, связную речь.
4. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: кукла Ночь, игрушечный петушок или картинка с его изображением; картинка с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5 курочек, 5 цыплят, фланелеграф.
Раздаточный материал: двухполосные карточки; плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 шт. для каждого ребенка, карточки с изображением частей суток - утро, день, вечер, ночь (по 4 шт. для каждого ребенка, мяч.
Методы и приемы: Игровой - ввод персонажа, дидактическая игра, физкультминутка; словесный - объяснение, указания, уточнения, поощрения, загадывание загадок; наглядный - демонстрационный и раздаточный наглядный материал.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о частях суток и их последовательности.
Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Подвижная игра «День и ночь».
Разучивание стихов о временных промежутках.
Ход занятия:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Фея Ночь. Давайте поприветствуем её и послушаем, что она нам расскажет.
Ночь рассказывает детям, что ей пора уходить по Земле дальше, где её ждут люди, чтобы отдохнуть. Но к ней на смену никто не приходит, потому, что части суток забыли в какой последовательности они приходят к людям на Землю.
Педагог организует обсуждение, предлагает детям высказать идеи, как они могут помочь гостье. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что необходимо напомнить частям суток их последовательность и тогда они будут приходить вовремя.
2. Практический этап
Воспитатель загадывает загадку:
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром)
Воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка.
Воспитатель: Когда просыпаются детки? Когда это бывает? (Дети гово-рят о том, что на картинке изображено утро, петушок поет по утрам).
Воспитатель обращает внимание детей на четырех курочек, расположенных в верхней фланелеграфа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто еще просыпается вместе с петуш-ком? Сколько всего курочек? Настя, посчитай курочек и расположи в нижней части фланелеграфа столько же цыплят.
Воспитатель: Сколько курочек? (Четыре).
Воспитатель: Сколько цыплят? (Четыре).
Воспитатель: Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? (Поровну).
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, проснулась еще одна курочка и при-бежала к четырем курочкам. Курочек стало больше, чем цыплят? Давайте посчитаем.
Воспитатель считает курочек и спрашивает: Сколько курочек? (Дети и воспитатель считают вместе).
Воспитатель: Как получилось пять курочек? (Дети отвечают, что к четырем курочкам прибавили одну курочку).
Воспитатель: Сколько цыплят? (Четыре)
Воспитатель: Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.)
Воспитатель: Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.)
Воспитатель: Какое число больше: пять или четыре? (Пять).
Воспитатель: Какое число меньше: четыре или пять? (Четыре).
Воспитатель: Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять.
В случае затруднения воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (Дети выполняют задание - к четырем цыплятам добавляют еще одного цып-ленка.)
Воспитатель восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления.
Воспитатель: Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (От пяти курочек убавили одну).
Воспитатель: Ребята, скажите, а что делаете по утрам вы? (Дети говорят, что утром они встают, умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают и идут в детский сад).
Воспитатель: Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель загадывает загадку:
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День).
Воспитатель: Какое это время суток? (Дети определяют время суток - день и выкладывают соответствующую карточку).
Воспитатель: Динь - дилень, динь - дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем? (Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются, обедают).
Воспитатель: Ребята, а наши цыплята тоже проголодались. Подойдите пожалуйста к столам. У каждого из вас есть карточка и изображения блюдечек и зернышек. На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зернышек.
Воспитатель: Блюдечек и зернышек поровну? (Поровну).
Воспитатель: По сколько блюдечек и зернышек? (По четыре).
Воспитатель: Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять? (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Как получилось пять блюдечек? (Надо к четырем блюдеч-кам прибавить одно).
Воспитатель: Пять блюдечек и четыре зернышка - сравните, что больше. (Пять блюдечек больше, чем четыре зернышка).
Воспитатель: Четыре зернышка и пять блюдечек - сравните, что меньше. (Четыре зернышка меньше, чем пять блюдечек).
Воспитатель: Какое число больше: пять или четыре? (Пять).
Воспитатель: Какое число меньше: четыре или пять? (Четыре).
Воспитатель: Сделайте так, чтобы блюдечек и зернышек стало поровну. (Дети выполняют задание).
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Физкультминутка «Тик - Так»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт, (дети делают наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель загадывает загадку:
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный. (вечер).
Воспитатель: Какое это время суток? (Дети определяют время суток - вечер и выкладывают соответствующую карточку).
Воспитатель: Что вечером делают люди? (Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну).
Воспитатель: А кому вечером перед сном поют колыбельную песню? (Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны).
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам. (Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам).
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, какое время суток наступает?
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка -
Значит, наступила. (ночка)
(Дети определяют время суток - ночь и выкладывают соответствующую карточку).
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете? (Дети рассказывают, что ночью они спят).
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами - устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем вместе с нашей гостьей в игру и вспомним все части суток.
3. Словесная дидактическая игра «Назови пропущенное слово»
Задача: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры:
Воспитатель произносит считалку:
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Педагог произносит: мы завтракаем утром, а обедаем.? и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому действию время суток.
4. Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель: Ребята, Напомните мне чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей). Давайте назовем все части суток. (Дети вместе с воспитателем называют части суток).
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь конечно маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Фея Ночь благодарит детей за помощь и прощается с ними.