Алина Титова
Конспект занятия «Количество и счет. Геометрические фигуры. Части суток» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Количество и счет. Геометрические фигуры. Части суток»
Цель: Формирование навыков счета в пределах 5, умения называть числительные по порядку, выделять в предметах признаки сходства. Закреплять умение различать и называть части суток : день, ночь, утро, вечер. Развивать интерес к отгадыванию загадки
Задачи:
Образовательные:
-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;
Публикация «Конспект занятия „Количество и счет, Геометрические фигуры, Части суток“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-умение находить последующее и предыдущее число от названного
и обозначенного;
-продолжать формировать умения детей соотносить цифру с количеством предметов ;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 5;
- упражнять детей в составлении фигур из геометрических фигур;
- закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур.
Развивающие:
-совершенствовать умения детей правильно строить свой ответ и свободно общаться со взрослыми;
-закреплять общепринятые нормы и правила построения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость. Продолжать формировать умения слушать и воспринимать художественный текст.
Работа над словарем :звездочет, планета, телескоп.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
-игровой сюрпризный момент -появление героя
-использование художественного слова.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД.
-приглашение поучаствовать в дидактической игре: Игра «Пересчитай предметы»
Приемы организации практической деятельности детей:
- Игра «Головоломка»
.
4. Приемы поддержания интереса у детей:
-Игра: «Ножки - ладошки»
5. Приемы оценки и самооценки:
-словесное поощрение, похвала в ходе ОД;
-подчеркивание достижений.
Создание среды для организации и проведения ОД:
-в центре познания: мультимедейное оборудование (экран, ноутбук);. костюм Звездочёта (колпак, волшебная палочка, мантия, магнитная доска, карточки с изображением предметов, цифры от 1 до 5, аудиозапись будильника, аудиозапись колыбельной песни, аудиозапись физ. минутки «Солнышко лучистое», геометрические фигуры, лента короткая и лента длинная, картинки с изображением времён года, частей суток, конверт от Принцессы
-в центре продуктивной деятельности: изображение царской семьи, телескопа, звёзды и облака, геометрические фигуры.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Позновательно-исследовательская.
Продуктивная.
Планируемые результаты:
Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, инициативен в общении; знает различные источники информации и владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей.
Интелектуаьные: сформированы умения и навыки,необходимые для жизнедеятельности и осуществления различных видов детской деятельности,умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, решать интелектуальные и личностные задачи, проявляет познавательный интерес.
Физические: сформированы основные физические качества и потребность к двигательной активности, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны здоровья своего и окружающих.
Критерии оценки деятельности детей в ОД:
-ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность,
-ребенок активно общается со взрослым, сверстниками,проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому;
-проявляет доброжелательное отношение к окружающим.
Организация ОД: Дети располагаются в центре группы.
1ч. ВВОДНАЯ:
1. Рассказ воспитателя. 1 мин
2. Появление персонажа. 1 мин
2 ч. ОСНОВНАЯ:
1. Игра «Пересчитай предметы» 2 мин
2. Игра «Цифры перепутались» 2 мин
3. Игра «Звездочки и облака» 2 мин
4. Физминутка (релакс) 1 мин
5. Физминутка «зарядка» 1 мин
6. Игра «головоломка» 2 мин
7. Игра «ножки - ладошки». 3 мин
8. Игра «назови части суток» 2 мин
9. Игра «подарок принцессы» 1 мин
3 ч. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:
Что нового мы узнали? 2 мин
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 20 МИН
Ход ОД:
1 ч. ВВОДНАЯ:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня в нашей группе необычно. И сегодня я предлагаю со всеми отправится в сказочное путешествие. Согласны? А помогу вам в этом я – я буду сегодня не просто воспитателем. Ребята, закройте пожалуйста глазки.
(Одеваю колпачок, мантию, в руках волшебная палочка).
-Кем же я сегодня буду? А я буду мудрым Звездочетом из Планеты чудес.
- С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки
(открываю волшебную книгу).
-И сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла в одном королевстве. «В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой (показ слайда). Нажил царь много богатств. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал он на воздушном шаре по небу (показ слайда, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» А царь и не знает что ответить. Не помнит царь. Рассердилась царица, а царь тоже расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки детей)
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облаков, птиц и многого другого, надо было вам ваше величество все записать, записать числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».
Но царю еще больше грустно стало, так как он не знал цифр и не умел считать! Я предлагаю отправиться в ту страну и помочь королю. Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета. Мы отправляемся в волшебную Звездную страну. Для этого нам нужно произнести волшебные слова. Встали, и произносим:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях»
Вот мы и оказались в волшебной, звездной стране садитесь на звездные стулья. Ведь вы теперь юные звездочеты помните об этом.
-Ой, ребят смотрите это же портрет самого царя! (показ слайд)
Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за нами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?.
2 ч. Основная:
1) Игра «Пересчитай предметы»
(на магнитной доске прикреплены карточки, цифры на магнитах лежат рядом на столе).
Воспитатель:
- Смотрите: царь оставил не только свой портрет, но и свои карточки, видно те, которые не смог сосчитать.
Задание: Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой.
(дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру).
- Сколько бабочек?
Дети:
-Пять.
Воспитатель:
-Покажите цифру 5.
Воспитатель:
- Сколько грибов?
Воспитатель:
Все правильно пересчитали? У кого не получилось?
Как надо правильно считать?
( Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).
Воспитатель:
-Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.
2) Игра «Цифры перепутались»
(на мольберт прикреплены вразнобой цифры от 1 до 5)
- В этой стране видно прошел звездный ураган. Посмотрите, ребята, все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте?
Дети:
(ответ детей).
Воспитатель:
- Какая цифра стоит перед цифрой 3?
Дети:
-2
Воспитатель:
- Какая цифра стоит после цифры 1?
Дети:
-2
Воспитатель:
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Дети:
-4
Воспитатель:
Правильно. Молодцы, царь очень доволен вашими ответами.
3) Игра «Звездочки и облака»
(открывает закрытое панно)
Воспитатель:
-Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд?
Дети:
-Здесь 4 звезды.
Воспитатель:
-А сколько облаков?
Дети:
-3 Облака.
Воспитатель:
-Чего больше?
Дети:
-Звезд.
Воспитатель:
-На сколько больше?
Дети:
-На одну звезду.
Воспитатель:
-Положим каждую звезду спать на облачко.
-Всем звездам хватит облаков?
Дети:
-Нет.
Воспитатель:
-Почему? Что нужно сделать?
Дети:
-Добавить еще одно облачко.
Воспитатель:
-Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
4) Физминутка (Релакс)
- Мы тоже немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте песенку. Это любимая колыбельная песня принцессы.
(звучит аудиозапись песни)
5) Физминутка «Зарядка»
- Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встаем утром мы делаем что? Зарядку! И сейчас мы тоже с вами будем делать зарядку
Зарядка под музыку.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
И к головоломке мы пришли
Раз, два, три!
6) Игра «Головоломка»
Воспитатель:
-Ребята, звездный ураган не только цифры перепутал, он еще запутал геометрические фигуры. Давайте попробуем разобраться.
Воспитатель:
Задание: переставьте геометрические фигуры на свои места, в свои домики.
Молодцы!
А давайте из этих геометрических фигур сложим предмет. Подсказками вам будут опорные схемы.
( За столами: девочки- составляют цветок, мальчики- грузовую машину)
Воспитатель:
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
Дети:
-Круг,квадрат.
Все фигуры замечательные.
Оставим ваши работы в подарок принцессе.
7) Игра «Ножки - Ладошки»
Воспитатель:
- Чувствую я- что-то царь наш заскучал. Попробуем его развеселить. У меня есть красивые ленты- длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинную ленту, то вы громко хлопаете в ладоши, а если короткую, то ножками топаете. Встали все и стоим около стульчиков.
Приготовьте ладошки, будьте внимательны- следите за моими действиями.
-Молодцы, все были внимательны и развеселили нашего царя.
8) Игра «Назови Части Суток»
-Но и в звездной стране, так же как и у нас, время не стоит на месте, части суток сменяют друг друга. Вот царь и хочет проверить нашу готовность, не забыли ли мы положить себе в карман внимание, память, сообразительность и, конечно дружбу. Давайте вспомним и назовём части суток. Я вам немного помогу- загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, найти картинку-отгадку и показать всем.
(на столе лежат картинки – части суток)
Над рекой заря встаёт.
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
-Когда это бывает?
Дети:
-Утром.
Воспитатель:
-А что вы делаете утором?
Дети:
-Умываемся, чистим зубы, идём в детский сад, делаем зарядку, завтракаем.
Воспитатель:
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Воспитатель:
-Когда это бывает?
Дети:
-Днём.
Воспитатель:
-Что мы делаем днём?
Дети:
-В детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим.
Воспитатель:
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт.
Сказку он с собой ведёт.
Воспитатель:
-Кто такой «дрёма»?
Дети:
-Дремота, когда хочется спать.
Воспитатель:
-Когда это бывает?
Дети:
-Вечером.
Воспитатель:
-Что мы делаем вечером?
Дети:
-Смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать.
Воспитатель:
В небе звёздочки горят.
Птицы спят, и рыбы спят.
Спят цветы в саду на грядках.
Ну, а мы в своих кроватках.
Воспитатель:
-Когда это бывает?
Дети:
-Ночью.
Воспитатель:
-А что делаете ночью вы?
Дети:
-Спим.
Воспитатель:
-Итак, ребята, сколько частей в сутках?
Дети:
-4 – утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель:
-Ребята, царь мне шепчет, что очень доволен вами, но есть еще одна проблема. Царь не знает времён года, давайте ему и в этом поможем
А сейчас я вам загадаю загадки о временах года, попробуйте их отгадать и найти картинку-отгадку.
(картинки о временах года лежат на столе)
Воспитатель:
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети:
-Зима.
Воспитатель:
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких.
Дети:
-Весна.
Воспитатель:
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
Дети:
-Лето.
Воспитатель:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети:
-Осень.
Воспитатель:
- Сколько всего времен года?
Дети:
-4
Воспитатель:
-Назовите их еще раз.
Дети:
-4.
8) Игра «Подарок Принцессы»
Воспитатель:
-Ребята, принцесса Звёздочка оставила свой конвертик для вас.
Давайте заглянем в него.
(воспитатель читает благодарность от принцессы)
«Ребята, я благодарю вас за то что вы помогли моему папе, т. е. царю выучить цифры, вспомнить все названия геометрических фигур, названия времен года, частей суток… И за это мы вам отправили в знал благодарности звездную посылку».
-Ребята, царь и принцесса отправили звёздную посылку в детский сад, а мы с вами находимся в Звёздной стране и чтобы увидеть посылку, нам нужно возвращаться в детский сад. Тем более нас там заждались. Для этого нужно произнести волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в родных стенах»
-Вот мы и дома, в нашем любимом детском саду!
3 Ч. Заключительная:
Воспитатель:
-Ребята, где мы сегодня были?
Дети:
-В Звездной стране.
Воспитатель:
-Что делали?
Дети:
-Считали, называли цифры, составляли волшебные фигуры, играли, отгадывали загадки, называли части суток, времена года …
Воспитатель:
- Что вам понравилось?
Воспитатель:
А что вам показалось трудным?
-Итак, со всеми заданиями царя мы справились, все молодцы! Я очень горжусь вами. А теперь давайте поищем посылку из Звёздной страны.