Кулькова Юлия
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие по Математическим островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие задачи:
• продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку;
• упражнять в счёте в пределах 20;
• учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения;
• закрепить знания о четырёхугольниках;
• закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, раньше-позже, тяжелее-легче.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Путешествие по Математическим островам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• развивать смекалку, зрительную память, воображение;
• способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Методические приё мы:
• игровой (использование сюрпризных моментов, загадки);
• наглядный (использование цифр, карточек с заданиями);
• словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
• поощрение, анализ занятия.
Оборудование: пронумерованные карточки с заданиями, цифры, знаки, карта, аудиозапись, usb-устройство, музыкальная колонка, микрофон, доска, мольберт, ноутбук, монитор (телевизор).
Демонстрационный материал : схемы для составления арифметических задач, карта.
Раздаточный материал : карточки с заданиями, наборы чисел, карандаши, листы бумаги А4, наборы математических знаков, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги, математический набор.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Сюрпризный момент.
У нас с вами сегодня необычное занятие – сам профессор Почемучкин прислал нам задания из своей лаборатории. Давайте посмотрим, что это за задания (звучит запись «Входящее сообщение»). Как интересно, давайте послушаем? (ответы детей)
Сообщение: «Ребята, здравствуйте, это я - профессор Почемучкин. Я отправился в путешествие на математические острова 2-го десятка, для новых открытий, но меня схватили аборигены и закрыли на одном из островов архипелага. Помогите мне освободиться. Ключ от темницы- это ваши знания. Знания- это ключ ко всему… Выполняйте задания на каждом острове архипелага - так вы покажите свои знания и откроете темницу. Помогите мне, пожалуйста, иначе я не смогу попасть в свою лабораторию и прислать вам новые задания для юных исследователей».
Мотивация/ целеполагание:
Ну, что поможем профессору Почемучкину? (ответы детей)
А как мы ему будем ему помогать? (ответы детей)
А что такое аборигены и архипелаг, вы знаете? (ответы детей)
Где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей) Есть замечательная книга - «Толковый словарь», там есть ответы на эти вопросы. (ищем ответ в словаре, показ картинок архипелага) На чём же мы туда доберёмся, а на чём еще можно добраться? (ответы детей) Мы поплывем на корабле, капитаном буду я. У вас есть таблички с точками- это ваши билеты на корабль. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе - это ваше место. (дети садятся на свои места)
2. Основная часть
Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
Работа с картой:
Посмотрите, у нас есть карта математических островов второго десятка.
Движение по маршруту.
Ну что, начинаем наше путешествие, поплыли? (шум моря). Чтобы нам нескучно было плыть, мы будем играть в игру «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». Согласны? (показываю числа и обращаюсь к ребёнку)
1. Посчитай от 3 до 9.
2. Назови соседей чисел 9.
3. Угадай число, живущее между числами 5 и 7.
4. Назовите предыдущее число к числу 8.
5. Назовите последующее число к числу 2.
6. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
7. Если стол выше стула, то стул?
Первая остановка- 11-й остров. ( взять карточку с заданиями: конверт с №11)
Этот остров называется «Числовой».
1-е задание: игровая ситуация «Числа перепутались» (аборигены числа так развеселились, что перепутались, нужно поставить их на свои места) (работа в парах) 11, 12, 14, 13, 15, 16, 18, 17, 19, 20. ( фронтальная проверка: проговорить 1 человеку)
Ребята у всех также? Молодцы справились с заданием.
2-е задание: игровая ситуация «Аборигены поссорились» (аборигены похожи на числа и спорят кто из них больше, кто меньше. Помирить их, т. е. сравнить числа) (один ребёнок выполняет на мольберте, для оценивания правильности выполнения) (карточки с цифрами и математическими знаками) 6…7, 5…4, 13…14, 19…18.
Посмотрите, что получилось у… (имя ребёнка, который у доски). У всех также? (попросить прочитать выражение нескольких детей)
Молодцы, вы выполнили задания. Вы показали свои знания? (да) Значит, у вас есть ключ от темницы? (да) (открываем темницу, там нет профессора Почемучкина)
Плывём на другой остров (шум моря)
Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»
1. Три вершины, три угла, три стороны- вот и я. Что это?
2. Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его?
3. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Вторая остановка- 12-й остров. (берём конверт №12 с заданиями)
Это остров «Фигур».
Задание: игровая ситуация «Собери картинку из геометрических фигур».
Вы показали свои знания? Есть ключ, открываем темницу. (открываем темницу, там нет профессора Почемучкина)
Поплыли дальше? (да) На кокой остров теперь? (на 13-й) (шум моря)
Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»
1. Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это. (мячик)
2. Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная. (скакалка)
Следующая остановка- остров 13-й. (берём конверт №13, там написано «ФИЗМИНУТКА»). Это остров «Математической Физминутки». (Дети выходят на ковер.
Мои руки – это волны, гонит ветер их вперед.
Мои руки – крылья чаек, небо их к себе зовет.
Мои руки – рыбки в море, плавают туда-сюда.
Мои руки – это крабы, разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское, там кораллы, словно ветки,
Водоросли изумрудом там качаются без ветра.
Вот проплыл конек игривый, как змея ползет мурена,
И акула отдыхает, снится море ей, наверно.
Выполнили задания? Садимся на свои места и открываем темницу.
(открываем темницу, там нет профессора Почемучкина)
Поплыли дальше? (да) На какой остров теперь? (на 14-й) (шум моря)
Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»
1. У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
2. 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»(10)
3. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весить на двух ногах?
Следующая остановка- остров 14-й. (берём конверт №14 с числами и знаками)
Это остров «Задач».
1-е задание: игровая ситуация «Составь задачу».
(схемы для составления задач на сложение и вычитание, аборигены не знают, что с этим делать)
Прежде чем мы будем решать задачи, давайте вспомним ее основные части. Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь). Молодцы! Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь).
2) «Девять овечек на травке лежали,
Потом три овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь?»
Молодцы, вы умеете решать задачи.
У нас есть ещё один ключ- это ваши правильно решённые задачи. Открываем темницу? (открываем темницу, находим профессора Почемучкина, звучит аудиозапись голосового сообщения)
Сообщение:
«Ребята, спасибо вам большое! Я освобождён, теперь отправляюсь к себе в лабораторию. Вы справились с заданиями, но вам необходимо посетить последний остров архипелага. Там то, что поможет вам вернуться домой. А от меня ждите новых заданий для юных исследователей. До свидания». (прикрепить картинку уплывающего Профессора Почемучкина)
Ну что, ребята мы с вами большие молодцы, но нам нужно узнать, что же на последнем острове. Хотите? (да) Тогда поплыли. (шум моря)
Последняя остановка- остров 15-й. (берём конверт №15 с заданием)
Это остров «Измерительный». (листы бумаги в крупную клетку с рисунком) (проговорить действия)
Нам нужно узнать, хватит ли нам топлива, если у нас его осталось 9 единиц, для этого нужно измерить расстояние между островом 15 и детским садиком на ваших листочках.
Как это будем делать? (ответы детей)
1. Ставим точки начала и конца пути.
2. Проводим отрезок с помощью линейки.
3. Отсчитываем количество клеток.
Сколько клеток у вас получилось? (8)
Каждая клетка- это единица топлива. Сколько у нас единиц топлива осталось? (9)
Сколько нам нужно(8)
Хватит?
Тогда отправляемся в детский сад, поможете мне управлять кораблем? (ответы детей)
Возьмите листы бумаги и красный круг- это ваш пульт управления.
Ставим на середину листа- поплыли.
Впереди рифы- перевести пульт в верхний правый угол.
Обходим рифы- перевести пульт в верхний левый угол.
Впереди маяк- переводим пульт в нижний левый угол.
Обходим маяк- переводим пульт в нижний правый угол.
Мы приплыли – ставим пульт на середину листа.
Ну вот, ребята, мы и в садике, покидаем корабль.
(дети выходят на ковер становятся в круг, я превращаюсь в корреспондента)
3. Заключительная часть
Итог.
Здравствуйте, ребята. Я корреспондент журнала «Мир детских открытий». Вы сегодня совершили путешествие, где же вы были?
Зачем вы туда отправились?
Спасли?
Как вы его спасали?
Что вам помогло?
Как назывались острова?
Что вы на них делали?
Вам было сложно или легко?
Вам понравилось путешествие?
А теперь становимся вместе я вас тоже сфотографирую для нашего журнала. (фотографирую)