Каролина Самсонова
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением методики проблемного обучения «Незнайка заблудился»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи образовательные:
Упражнять в пространственной ориентировке;
Совершенствовать навыки счета в пределах 10;
Закрепить знания детей в решении задач в пределах 10;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением методики проблемного обучения „Незнайка заблудился“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Закреплять и совершенствовать умение детей конструировать из предложенных геометрических фигур различные изображения по заданным схемам.
Задачи развивающие:
Развивать логическое мышление, учить решать логические задачи, задачи на внимательность;
Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать;
Совершенствовать связную речь, побуждать детей учиться доносить свою мысль собеседнику;
Тренировать память.
Задачи воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, желание помочь тому, кто просит о помощи;
Воспитывать целеустремлённость, устойчивое внимание, интерес к математическим знаниям.
Методы и приемы:
Методика проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, создание ситуации логического выбора, зависящего от предложенных обстоятельств, ситуация поиска оптимального решения.
Практические: сюрпризный момент, моделирование и создание художественного продукта, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проведение эксперимента.
Наглядные: рассматривание, демонстрация объектов, показ способов действий, схемы конструирование.
Словесные: беседа, отгадывание загадок, проблемные вопросы, объяснение.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация занятия, микрофон, конверт, на котором изображены голубая шляпа и знак вопроса, письмо от Незнайки
Раздаточный материал: для каждого ребенка: простые карандаши, клей-карандаш, лист А-4, комплекты деталей из цветной бумаги в соответствии со схемами (паровоз, парусник, рыбка, электрический скат, карточки с цифрами от 1 до 10, распечатки с дорожками (прямая, извилистая, зигзагообразная, 1-2 раскраски на ребенка в соответствии с тематикой в качестве презента от Незнайки в конце занятия.
Т. к. раздаточного материала много, удобнее всё разложить на столы заранее, детали для конструирования закрыть листами с нумерацией, в соответствии с очередностью использования или разложить по конвертам с номерами.
Ход занятия:
- Ребята, нам пришло письмо, посмотрите: на конверте изображены голубая шляпа и знак вопроса, кто же мог отправить это письмо? Кто носит голубую шляпу? (Размышления детей)
- Ну что, проверим нашу догадку, откроем конверт и прочтем письмо? (Ответы детей)
1 СЛАЙД (Незнайка)
Чтение письма
«Дорогие ребята! Это я, Незнайка. Я и мои друзья, жители цветочного города, путешествовали, но я отвлекся и заблудился и теперь не могу найти дорогу домой. У меня есть черновики Знайки с изображением каких-то деталей, мне кажется, что это детали и чертежи транспорта, на котором мы с друзьями добирались сюда, но листочки сильно испорчены, сам я разобраться не могу. Пожалуйста помогите мне добраться домой.»
- Ну, что, ребята, поможем Незнайке?
- Отправляемся скорее в путь!
2 СЛАЙД (Лес)
Физминутка
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны и шагать на месте)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево, руки на поясе)
Ты о чем шумишь листвою? (Руки подняты вверх, покачивание в стороны)
Ночью темной, грозовою. (Продолжаем выполнять покачивания)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Всё открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – мы свои (Прижать ладони к груди)
Дети рассаживаются на стулья
Воспитатель: «Чтобы быстрее помочь Незнайке, давайте проведем зарядку для ума»
• По небу летели 3 ласточки и 2 карася. Сколько птиц летело по небу? (3)
• На лужайке расцвели 4 тюльпана и 2 нарцисса. Сколько тюльпанов расцвело на лужайке? (4)
• Сколько носов у трех котов?
• Сколько ушей у двух мышей?
• Какая цифра спряталась в слове “семь-я”?
• Сколько пальцев на одной руке?
• Сколько раз в году бывает день рождения?
• Сколько жирафов плавает в Чёрном море? (ни одного)
• В одном бидоне Миша принёс 3 литра воды, а во втором 2 литра молока. Сколько всего воды Миша принёс в двух бидонах? (3 литра воды)
• Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
3 СЛАЙД (ж/д пути и пустыня)
Воспитатель: «Куда же нам идти? Давайте откроем первую подсказку!»
4 СЛАЙД
Ребята, что было изображено на картинке? Верно, это пустыня и железная дорога, как вы думаете, какое транспортное средство загадано на этой схеме? Давайте разложим геометрические фигуры из первого конверта и подумаем, какой транспорт можем собрать, чтобы можно было двигаться дальше?
Дети конструируют поезд
5 СЛАЙД
Воспитатель: «Какое транспортное средство получилось? Да, это поезд, помните, что Незнайка писал? Чертежи транспорта – это подсказка пути, по которому двигались друзья? В таком случае куда мы направляемся: пешком в пустыню или поедем по ж/д путям на поезде? (Ответы детей) – Воспитатель: «Тогда скорее в путь!»
Дети встают и изображают движение локомотива (кисти рук сжаты в кулаки, руками делаем круговые движения вдоль тела, шагаем на месте, колени максимально поднимаем)
6 СЛАЙД (покосившийся забор)
Все садятся на места
Воспитатель: ребята, первая остановка, посмотрите, что не так на этой картинке. Верно, цифры перепутаны, как мы можем исправить это? (выдаются цифры 1-10)
Давайте разложим цифры в порядке возрастания, от 1 до 10 (Дети выполняют задание)
А теперь необходимо выполнить следующее задание:
В качестве ответа вам необходимо показать карточку с нужной цифрой.
Внимание вопрос – Какое число задумано
o Какое число задумано - если прибавив к нему один, получим 4,
o Какое число задумано - если отняв от него 1 получим 7,
o Какое число задумано - если прибавив к нему один, получим 2?
o Сколько дней в неделе? (7)
o Сколько у кошки лап?
7 СЛАЙД
Воспитатель: «Дети, вы большие молодцы! Всё ответы были верными, посмотрите, пока мы были заняты выполнением заданий, произошли перемены, что именно изменилось (Ответы детей: забор ровный, цифры в правильном порядке, за забором - море)
Воспитатель: «Скажите, можем ли мы продолжать наш путь на поезде дальше? Почему? Что же делать, какой транспорт нам подойдет? Пора взглянуть на вторую схему с подсказкой»
8 СЛАЙД
Дети берут следующий конверт, воспитатель предлагает детям восстановить изображение по схеме. (У детей получился парусник)
9 СЛАЙД
Дети сверяют работу со схемой на слайде.
Воспитатель: «У нас снова есть средство передвижения, в путь! А чтобы наш кораблик плыл быстрее, необходимо помочь ему, давайте будем дуть, как ветер, который надувает паруса» (Дыхательная гимнастика «Ветерок» - дети дуют с разной силой, изображая легкий ветерок, ураган, штиль и т. д.)
10 СЛАЙД (Незнайка и дорожки)
Воспитатель: «А вот и Незнайка. Какую дорожку Незнайке выбрать, чтобы быстрее добраться до пристани и попасть к нам на корабль?» - детям раздаются листы с изображением двух линий в соответствии с изображением на экране, дети «шагают» пальцами по линиям и считают шаги, вывод: по прямой дорожке Незнайка пройдет быстрее.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Большой путь мы с вами прошли, сколько заданий выполнили и наконец-то нашли Незнайку! Пора возвращаться домой, но у меня из конверта с письмом выпала еще какая- то небольшая записка, посмотрим что там. Удивительно, здесь секретный список движений, который мог помочь Незнайке попасть сразу домой! Но Незнайка не воспользовался им, так как плохо знает математику, а вы, ведь ответственно относитесь к выполнению заданий и уже многое знаете, и легко справитесь с заключительным заданием.
Итак:
Встали прямо, руки вверх и вместе,
Дружно топаем на месте!
Шаг вперед и два назад,
Влево шаг и право – пять,
Влево, влево,
И вперед,
И назад, и поворот!
Хлопнули, присели!
И на место сели!
11 СЛАЙД (АЭРОПОРТ)
Вот мы и дома. А вы знаете, что часто у путешественников, вернувшихся из далеких путешествий, журналисты берут интервью? Раз мы вернулись из такого длинного путешествия, то к нам можно пригласить журналиста, верно?
Кто же будет брать интервью? (ребенка, который будет проводить опрос-рефлексию выбираем по считалке, вручаем микрофон и в случае затруднения предлагаем вопросы: удалось помочь Незнайке? Что было легко, что трудно? Что запомнилось?)
12 СЛАЙД (Благодарю за помощь)
Всем большое спасибо, можно идти играть.