Закевич Наталья
НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера.
Используемые технологии : ИКТ, обучение в сотрудничестве, палочки Кюизенера, ТРИЗ.
Программное содержание:
Публикация «НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Путешествие в страну математики“ с использованием технологии ТРИЗ и палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Цель: закрепление у детей полученных знаний при использовании развивающих игр, развитие счетной деятельности- формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
Образовательные:
закрепить количественный прямой и обратный счет в пределах 10.
Познакомить с составом числа 10 из двух меньших с помощью палочек Кюизенера.
Формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа с помощью палочек Кюизенера.
Формировать умение различать геометрические фигуры по форме, величине.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Закрепить знания ориентировки во времени (названия дней недели, их последовательность, названия времен года и их последовательность, названия частей суток).
Закрепить умения решать задачи первого типа.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, логическое мышление, внимание, память, связную речь, отвечая полным ответом, творчество в поиске детьми вариативных способов с использованием палочек Кюизенера, способствовать проявлению исследовательской активности детей в моделированиях.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий при выполнении заданий, умение работать в коллективе.
Оборудование и демонстративный материал :
Воздушный шар.
Конверт с письмом и разрезной картинкой профессора.
Корзина с мячами
Призы
ИКТ
Раздаточный материал :
Палочки Кюизенера
Плоские геометрические фигуры
Карточки для составления задач
Белые листы
Предварительная работа воспитателя:
Изготовление плоских геометрических фигур по количеству детей
Изготовление дидактических листов для геометрического диктанта
Подготовка карточек с задачами
Презентация
Изготовление письма и картинки профессора
Подготовка мячей с цифрами
Подготовка заданий для каждого этапа
Индивидуальная работа с детьми
Предварительная работа с детьми:
Дидактические игры с палочками Кюизенера.
игры технологии ТРИЗ.
Решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
Методы и приемы:
Наглядные:
показ образца с геометрическими фигурами,
показ образца числовой прямой
словесные:
объяснение решения задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
Оценка детских ответов и речи
Вопросы
Практические:
дидактические игры
выполнение заданий воспитателя
самостоятельная работа детей:
придумывание задач на сложение и вычитание.
Раскладывание геометрических фигур на листах.
Работа с палочками Кюизенера.
Ход НОД
Дети заходят в группу становятся в круг вместе с воспитателем.
В: в круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
В: ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку,
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
Пусть все наши гости и мы будем чаще улыбаться и у всех будет хорошее настроение.
В группе летает воздушный шар, к ниточке которого привязан конверт, в котором письмо и разрезная картинка «Профессор- Математик».
В: Ребята, посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, давайте его откроем и узнаем от кого оно. (дети с воспитателем открывают конверт- в нем разрезная картинка и письмо).
В: что это? Ребята, что надо сделать чтобы узнать от кого письмо пришло?
Д: собрать картинку. (дети собирают картинку)
В: все ясно! Это письмо прислал нам Профессор- Математик! (слайд 2). (дети смотрят на экран, где появляется картинка профессора). Нужно скорее прочитать письмо, может оно очень важное. ( воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже многому научились за эти 3 месяца. Я хотел бы поздравить вас с успешной учебой и приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти все мои испытания. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы, готовы к испытаниям? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка». (дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой.)
В: ну что, ребята, начнем наше путешествие! (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какая цифра здесь написана? (ответы детей). Правильно, и это наше первое испытание. ( воспитатель открывает конверт и читает письмо: «Чтобы справиться со всеми трудностями вы должны быть сообразительными и внимательными. Я предлагаю вам математическую разминку!». (дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя).
В:
Сколько ушей у двух собак?
Сколько дней в неделе?
Сколько глаз у светофора?
Сколько пальцев на одной руке?
Было число 5, а стало число 3. Что нужно сделать чтобы получилось число 3?
Сколько солнышек на небе?
Сколько в неделе выходных дней?
Петух снес яйцо, кому оно достанется?
Если веревка толще нитки, то нитка?
Сколько частей в сутках и какие?
Декабрь- это месяц какого времени года?
Назовите все времена года?
Снега было много, а стало мало. Что это может быть?
Какой сегодня день недели и почему?
В: молодцы! Мы выполнили первое задание. Теперь следующее испытание. (ребенок достает мяч с числом «2» воспитатель читает задание. Замок геометрических фигур. Ответьте на вопросы, связанные с геометрическими фигурами).
В: назови, какая это цифра?
Д: два. (дети проходят за столы и садятся парами).
В: а теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (слайд 3). Вот какой красивый замок у профессора Математика. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите? (ребенок подходит к экрану и называет геометрические фигуры)
Д: квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, круги, трапеции.
В: А теперь посмотрите в каком беспорядке перед вами лежат геометрические фигуры (на столах в тарелочках лежат плоские предметы вперемешку, нужно разложить на белом листе бумаги геометрические фигуры так же как на слайде). (слайд 4). Убрать слайд после того как дети запомнили расположение фигур. Молодцы!
В: ребята, давайте посмотрим, какое у нас следующее испытание? (ребенок достает мяч с цифрой «3» и воспитатель читает задание – работа с палочками Кюизенера). (слайд 5)
В: какая это цифра?
Д: три.
В: профессор предлагает нам отправиться в царство палочек Кюизенера. (дети открывают коробки и начинают работу с палочками). Постойте числовую лесенку от самой длинной палочки до самой короткой. (на экране появляется числовая лесенка). (слайд6).
В: давайте вспомним, какого цвета палочка соответствует какому числу.
Д: белая-1, розовая-2, голубая-3, красная-4, желтая-5, фиолетовая-6, черная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10.
В: а теперь давайте познакомимся с составом числа 10. Покажите мне палочку, которая соответствует числу 10.
Д: оранжевая (дети показывают оранжевую палочку).
В: из каких двух чисел мы можем составить число 10? Начнем спускаться с верху лесенки. Какая палочка стоит перед оранжевой и какое число она обозначает?
Д: синяя, число 9. (дети показывают синюю палочку).
В: положите перед собой оранжевую палочку-число 10, ниже этой палочки положите синюю и скажите сколько не хватает до 10?
Д: 1 белая палочка. (дети кладут рядом с синей палочкой белую).
В: теперь скажите, какая палочка лежит после синий и какое число она обозначает?
Д: бордовая-число 8. (дети показывают бордовую палочку).
В: положите бордовую палочку ниже синей и скажите какой палочки не хватает до 10?
Д: розовой –число 2. (дети выкладывают розовую палочку рядом с бордовой).
В: какая палочка лежит за бордовой палочкой и какое число она означает?
Д: черная-число 7.
В: положите ниже бордовой палочки черную палочку и скажите какой палочки не хватает до 10?
Д: голубой – число 3. (дети выкладывают черную и голубую палочки).
В: какая следующая палочка после черной и какому числу она соответствует?
Д: желтая- число 5
В: положите желтую палочку и скажите какой палочки не хватает до оранжевой?
Д: желтой- число 5 (дети выкладывают две палочки желтого цвета)
В: какая палочка после желтой и какое это число?
Д: красная- число 4.
В: положите красную палочку и скажите какого цвета палочки не хватает до оранжевой?
Д: фиолетовой-число 6 (дети выкладывают красную и фиолетовую палочки).
В: какая палочка следующая после красной и какое число она обозначает?
Д: голубая- число3.
В: положите голубую палочку и добавте к ней ту, которой не хватает до числа 10.
Д: к голубой надо добавить черную – число7. (дети добавляют палочку черного цвета).
В: какая палочка идет после голубой и какое это число?
Д: розовая- число 2. Нужно к розовой добавить бордовую и получится оранжевая палочка- число 10.
В: какая следующая палочка после розовой и какое число она обозначает?
Д: белая число 1. Нужно к белой палочке добавить синюю и получится оранжевая палочка число 10. (дети добавляют к белой палочке синюю и получают число 10).
В: молодцы. А теперь проведем физкультминутку (дети стоят у столов)
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол гонял,
В пятницу я прыгал, бегал,
А в субботу, воскресение
Целый день я отдыхал (дети имитируют движения согласно тексту). (дети садятся на места).
В: давайте посмотрим какое следующее испытание нам приготовил профессор. (ребенок достает мяч с цифрой «4»). Какая это цифра?. Посчитай до 10 начиная с этой цифры и обратно до этой цифры.
Д: 4.5.6.7.8. 9. 10. и обратно: 10,9,8,7, 6, 5, 4.
В: задание такое ( воспитатель читает письмо: посмотрите на экран и назовите пропущенное число). (слайд 7,8, 9). ответы детей.
В: какое же следующее задание? (ребенок берет мяч с цифрой «5») посчитай обратным счетом от 10 до 5. (ребенок считает). Воспитатель читает задание: «теперь я хочу проверить кто из вас самый ловкий и внимательный. Игра называется «Что где?») (Дети встают в круг. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Кто справа от тебя?», «Что у тебя над головой?», «Что позади тебя?» и т. д. ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос).
В: молодцы. А теперь проходим на места и приступаем к последнему заданию (ребенок несет мяч с цифрой и называет ее «6», а воспитатель читает задание: на экране появляются картинки и вы по ним должны составить и решить задачи) (слайд 10, 11).
В: давайте вспомним из каких частей состоит задача?
Д: из условия и вопроса. (дети составляют задачи).
В: хорошо. Вы сегодня справились со всеми заданиями профессора. Давайте вспомним, что мы сегодня проходили.
Д: счет до 10 и обратно, геометрический диктант, решали задачи, изучали состав числа 10, вспомнили дни недели, времена года, части суток.
В: а теперь посмотрим какие же призы приготовил нам профессор). закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись. (воспитатель достает из стола игры и просит детей открыть глаза).? (слайд 12 с картинками дидактических игр)
В: а теперь давайте скажем «до свидания» нашим гостям и пригласим их еще в гости.
Д: до свидания!