Надежда Кораблева
Конспект НОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры «Путешествие на планету Крист»
▼ Скачать
Конспект НОД по ФЭМП в форме логико — математической сюжетной игры в старшей группе на тему «Путешествие на планету Крист».
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально — коммуникативное развитие;
Цель: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры „Путешествие на планету Крист“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»-развивать способность к анализу, абстрагированию, умению «читать схему», декодировать информацию через игровые задания с блоками Дьенеша.
-развивать творческое воображение, внимание, память.
-развивать умение решать линейные алгоритмы, разветвлённые алгоритмы «дерево возможностей».
-развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь наличием определённого свойства.
-закреплять прямой и обратный счёт через 1 в пределах 10.
-закреплять умение считать примеры в пределах 10, увеличивая и уменьшая число на 1.
-закреплять знания детей о космосе, космодроме.
Задачи образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»:
-способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, умение решать проблемные ситуации.
-закреплять умение участвовать в совместной деятельности.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
-формировать строго действовать правилам при выполнении цепочки действий (работа с алгоритмами)
-закреплять умение слушать друг друга, оказывать друг другу посильную помощь, решать проблемную ситуацию одной командой.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:-активизировать речь детей по теме занятия: космодром, название геометрических фигур.
-развивать умение подбирать прилагательные к заданному существительному.
-развивать умение выражать своё мнение полным предложением.
Предварительная работа:
-беседы «Первый космонавт», «Планеты солнечной системы», «Космодром».
-рассматривание альбомов, книг о космосе.
-игры с блоками Дьенеша.
Проблема: Инопланетяне просят о помощи. Как добраться до них, вернуть музыку? На пути преграды: надо определить путь по карте, на красной и зелёной планете помочь красным и зелёным человечкам, чтобы получить кодовую фигуру от карты (расселить рыбок в 2 озера, отремонтировать бусы, на планете Крит разложить фигуры в свои ячейки, чтобы вернулась музыка.
Оборудование: столы, магнитная доска, магниты, музыкальная колонка.
Раздаточный материал: блоки Дьенеша, схемы линейного алгоритма, тетради, простой карандаш.
Демонстрационный материал: карточки — символы к блокам Дьенеша, карта (разветвлённый алгоритм «дерево возможностей», бумажные цветы с примерами, иллюстрации деревьев, рыбки с геометрическими фигурами, 2 обруча разного цвета, геометрические фигуры, логический квадрат, изображение инопланетян и планет.
Ожидаемый результат: активный и самостоятельный поиск решения поставленной проблемной ситуации, решение логических задач.
Образовательные технологии:
-технология развивающего обучения Золтана Дьенеша (работа с блоками, символами, алгоритмами)
-технология развивающего обучения Б. П. Никитина
-здоровьесберегающие технологии (частая смена деятельности, контроль осанки во время работы детей за столами)
-социо — игровые (разделение на микрогруппы, выполнение игровых заданий в парах)
Ход проведения:
Вводная часть.
Дети с воспитателем выходят в центр группы на коврик и встают в круг.
Игра — приветствие.
Посмотрите вы на нас! (руки в центр круга)
Мы — ребята, суперкласс! (руки к себе, большой палец вверх)
Дружные и смелые (обняться, руки на плечи соседа)
А ещё умелые.
Ребята, посмотрите к нам пришла странная телеграмма. Как вы думаете, кто её мог прислать? (выслушиваются все варианты детей) Давайте её прочитаем.
Воспитатель читает телеграмму: «На нашей планете Крист злой волшебник украл всю музыку, и все жители планеты стали грустными и перестали улыбаться. Но музыку можно вернуть, если выполнить правильно задание. Но у нас ничего не получается. Мы это задание уже решаем 1 год 3 месяца и 5 дней. Мы слышали, что вы умные ребята и умеете решать сложные задания. Может вы нам поможете?» Поможем инопланетянам? Что будем делать? Куда нам надо отправиться, чтобы полететь в космос? (на космодром) Что это? Злой волшебник и тут побывал. Пропала тропинка до космодрома. Что делать? (выслушиваются все варианты детей) Давайте её сделаем.
Игра «Цепочка» с блоками Дьенеша (дети меняют свойства блоков по словесному указанию воспитателя)
Основная часть.
1. Ну вот мы с вами на космодроме. На чём можно полететь в космос? (на ракете, летающей тарелке) А если этот космос в сказке? (на метле, шариках, ковре самолёте и т. д.) Но куда мы с вами полетим? Нам нужна карта. Поищите её, она должна быть где то здесь. А вот и фигура, которая нам поможет найти направление. Откуда мы начнём двигаться? Куда мы сейчас полетим? Но посмотрите на космодроме нет ни одной ракеты. Что делать? На чём можно полететь? (выслушиваются все варианты детей) Хорошо, давайте полетим на ковре самолёте. Садитесь в круг, чтобы видеть друг друга. Считаем от 1 до 10 через 1. Поехали. Ой как стало темно. Возьмитесь за руки, чтобы не бояться. А вот и свет появляется. Мы приближаемся к красной планете.
2. Нас встречают красные человечки. Но они тоже просят о помощи. Злой волшебник побывал и у них и перепутал всю рыбу в озёрах. Теперь рыба погибает. Что делать? (выслушиваются все варианты детей) Вот 2 озера. Но они необычные, они пересекаются между собой. Какие рыбки живут в синем озере? А в жёлтом озере? Какие рыбки будут жить в месте пересечения двух озёр? Возьмите каждый по рыбке и отпустите в своё озеро.
Красные человечки готовы нам отдать шифр от карты. Они спрятали его под цветком, но под каким не помнят. Помнят только, что ответ примера на этом цветке должен быть 4. Нам надо найти этот цветок, но нельзя ошибиться. Дети находят геометрическую фигуру и по карте определяют дальнейшее направление. Красные человечки предлагают нам дальше отправиться в путешествие на пегасе, потому что следующая планета очень далеко. Садимся верхом, держимся за шею и поскакали.
3. Прилетаем на зелёную планету. Нас встречают зелёные человечки и тоже просят о помощи. Тут тоже побывал злой волшебник и порвал все бусы. А у зелёных человечков скоро балл. Как им помочь? Ребята, посмотрите, есть схемы как правильно собрать бусы. Но схемы все разные. Ребята решают линейный алгоритм в парах.
Все алгоритмы разные. Но зелёные человечки хотят проверить насколько мы внимательные. Сейчас я вам покажу карточку с разными знаками, вам надо её запомнить и потом зарисовать. Надо быть внимательными, чтобы не ошибиться. Игра «Внимание» по Б. П. Никитину. Посмотрите на эти деревья, на них выросли геометрические фигуры. А это карточка с шифром, которая расскажет,где спрятана разгадка от нашей карты. Дети находят геометрическую фигуру от карты и определяют дальнейший путь. На планету Крист летим на ракете. Ребята, чтобы ракета взлетела надо посчитать от 10 до 1 через 1.
4. А вот и планета Крист. Нас встречают Кристики. Они не могут отремонтировать свой музыкальный центр, который сломал злой волшебник. Поможем Кристикам? Посмотрите, надо правильно сложить геометрические фигуры в свои ячейки. Какого цвета фигуры в первой колонке, во второй, в третей? Какого цвета фигуры в первой, второй, третей, четвёртой строке? Дети берут по фигуре и укладывают в нужную ячейку. Как только они сделали задание, играет музыка.
5. Ребята мы с вами молодцы. Справились со всеми заданиями и вернули музыку Кристикам. Теперь давайте их оставим, пусть они радуются. А мы отправимся обратно на воздушном шаре. Сначала его надо надуть. Полетели. Посмотрите вон Марс, а это комета мимо нас пролетела. А это что? Это же облака. Какие бывают облака? (Выслушиваются все варианты детей) Я сейчас их трону рукой. Ой, какие холодные. А что это за капельки на моей руке? (вода) Давайте умоем свои руки и лицо от космической пыли. Посмотрите, ваши пылинки опускаются на наш участок на маленьких парашютиках и превращаются в маленькие космические камушки. Когда мы пойдём на прогулку вы сможете найти свой камушек и рассказать сказочную историю.
Заключительная часть.
Вот мы и вернулись в детский сад. Вы молодцы. Справились со всеми заданиями, хотя они были трудными. Понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего?