Получи документы

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое приключение по сказке»

Галина Григорьева
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое приключение по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Упражнять детей в умении применять элементарные математические представления в разных ситуациях, встречающихся в сказке «Гуси-лебеди».

Программное содержание.

Образовательные задачи.

1. Упражнять детей в умении делить множество на 2 части по заданному основанию, сравнивать количество элементов в каждой части множества на основе счёта.

2. Упражнять детей в умении считать до 10 в любом направлении.

3. Закрепить умение детей делить круг на 4 равные части, называть полученную часть («одна четвёртая», «четвёртая часть»).

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Математическое приключение по сказке“» размещена в разделах

4. Упражнять детей в умении видеть одновременно 3 свойства блоков (форму, величину, толщину, абстрагируясь от цвета.

5. Упражнять детей в умении называть числа в обратном порядке.

6. Закрепить представления об элементах чувашского орнамента.

Развивающие задачи.

1. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сериация, абстрагирование, классификация).

2. Развивать творческое отношение к выполнению заданий.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать интерес к математической деятельности.

2. Воспитывать интерес к сказкам.

Материал.

Демонстрационный материал : иллюстрация по сказке «Гуси-лебеди», 2 набора блоков Дьенеша, ткань голубого цвета («река-кисельные берега»)

Раздаточный материал : поднос, пирожки (4 круглой, 4 квадратной и 1 овальной формы, ножницы, палочки Кюизенера, шаблон сарафана с начатым узором из элементов чувашского орнамента, лист бумаги размером А5 с изображением яблони и корзины (на дереве 5 зелёных и 6 красных яблок); карандаш.

Ход проведения

– Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).

– А могли бы узнать сказку по иллюстрации

(Показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди»).

– Кто помнит, как называется эта сказка? Давайте вместе вспомним, что же было в этой сказке

– Жили-были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.

Доченька, – говорит мать, – мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась. Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой.

– А что же было дальше? 

– Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

– Да, ребята, так и было! А сейчас представьте, что мы сами попали в эту сказку, и всё сами увидели своими глазами, почувствовали боль и страх сестрички за младшего братика. Помните: бросилась девочка догонять гусей.

мы вместе с ней! Что же мы увидели на своем пути?

– Печку!

– Что мы ей скажем? 

– Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

– А печка испекла пирожков и сказала : «Съешь четвёртую часть моего ржаного пирожка, потом скажу. Не перепутай: ржаной пирожок круглой формы». 

– Ребята, посмотрите, какие красивые, румяные, аппетитные пирожки на противне. А как мы узнаем, четвёртую часть какого именно пирожка нужно съесть девочке?

– Нужно найти пирожок круглой формы.  

– Найдите ржаной пирожок круглой формы. Помогите девочке.

– Как девочка сможет определить, где четвёртая часть пирожка? 

– Надо разделить пирожок на 4 равные части.

– Разделите пирожок на 4 равные части.  

( В процессе деления воспитатель спрашивает: «Что сначала сделаете?», «Как будете складывать пополам?», «Сколько частей получилось?», «Как получить четыре части?». Напоминает, что при делении предмета на 4 равные части нужно сложить его 2 раза пополам, обращает внимание ребят на то, чтобы края пирожка при складывании совпадали со всех сторон).

– Сколько получилось частей? 

– 4!

– Отрежьте четвёртую часть пирожка.

(Дети отрезают. Воспитатель обращает внимание детей на правила безопасности при использовании ножниц).

– Как по-другому можно назвать эту часть?

– Одна четвёртая.  

– Да, вы разделили пирожок на 4 равные части и взяли только одну из четырёх частей. Поэтому и говорится «одна четвёртая».

– Помогли мы выполнить девочке задание печки, и сказала ей печка, куда Гуси-лебеди улетели.

– Бежит девочка, и мы вместе с ней бежим (дети встают из-за стола и бегут по кругу). Видит девочка: стоит яблонька. Решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли её братца. А яблонька ей в ответ: «Я скажу, если ты решишь мою задачу»

Делать нечего девочке. Придётся решить задачу. А мы-то тоже в этой сказке находимся. Поможем ей.

– «Вот моя задача, – говорит Яблоня. – Определи, каких яблок больше на моих ветках: зрелых или незрелых. Собери зрелые яблоки». Давайте сядем около яблоньки и спокойно решим её задачу.  

(На листе размером А5 изображение яблони с зелёными и красными яблоками, внизу нарисована корзина.).

– Дети, как мы сможем помочь девочке выполнить задание Яблони?

– Надо все яблоки разделить на зрелых и незрелых, сосчитать их по отдельности и сравнить полученные числа.  

– А чтобы нам не ошибиться, я предлагаю взять карандаш и объединить линией в одну группу спелые яблоки, в другую группу – неспелые.

(Дети выполняют задание. В процессе работы воспитатель спрашивает: «Какие яблоки ты объединяешь?», «Почему ты считаешь, что они уже созрели?», «На сколько частей разделили все яблоки на яблоне?», «Каких яблок оказалось больше?», «Почему?»)

– Дети, вы молодцы, помогли девочке разделить все яблоки на 2 части. В одной части оказались спелые яблоки, в другой части – неспелые. Поэтому легко справились и с определением большего количества яблок. Напомните ещё раз девочке, каких яблок оказалось больше: спелых или неспелых.

– Спелых яблок – 6, неспелых – 5. Число 6 больше 5-ти на 1. Значит, спелых яблок больше.

– А как же мы можем помочь девочке собрать спелые яблоки?

– Можно провести линии от спелых яблок к корзине.

– Давайте так и сделаем. Проведите линии от каждого спелого яблока к корзине.

– Побежала девочка дальше. И мы за ней бежим.  

(Дети встают из-за стола и бегут по кругу).

– Встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Речка ей отвечает: «Гуси-лебеди улетели за речку, в лес. Но девочка не знает, как через неё перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

– Из строительного материала здесь имеются только блоки. Давайте из них и построим мост. Чтобы он был прочным, нам надо найти все толстые блоки и расположить их так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по величине и форме блоков. Нас много, поэтому выстроим 2 моста.

Разделитесь на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.  

(Дети делятся на команды. На ковре собирают мост из блоков через речку – ткань голубого цвета).

– Прежде чем перейти через речку, проверьте друг у друга мосты.

Молодцы, обе команды справились с заданием речки.

– Побежала девочка дальше по мостику. И мы за ней бежим.  

(Дети бегут по кругу).

– Вокруг глухой, тёмный лес. Но мы, как и девочка, не боимся. Нам надо помочь девочке спасти своего братца. И вдруг…. Что же увидела девочка?

– Избушку! 

– Да, стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

(Показ иллюстрации).

– В избушке старая баба-яга что-то вяжет. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда, помоги мне сарафан связать. Как свяжешь, так и отпущу. Баба-яга дала ей недовязанный сарафан, а сама ушла. Девочка вяжет, торопится, боится не успеть. Давайте мы ей поможем. Мы ей свяжем много красивых сарафанов. Украсим их чувашским орнаментом. Вдруг у бабы-яги растает злое сердце, и отпустит Иванушку с сестричкой.

Вот сарафан бабы-яги (шаблон с начатым узором из элементов чувашского орнамента, у каждого разный узор). А вот и цветные нити (палочки Кюизенера).

(Дети выкладывают на столах на шаблонах чувашский орнамент, согласно схеме. В процессе работы воспитатель спрашивает о названиях элементов коми орнамента).

– Ребята, вы такие красивые сарафаны связали, даже баба-яга подобрела и согласилась вернуть девочке братца.  

– Девочка взяла братца и побежала. Через речку по нами построенному мостику. Пробегая около яблони, Яблоня ей дала корзину со спелыми яблоками, которые мы ей помогли собрать в корзину. Пробегая около печки, Печка ей дала оставшиеся три четвёртых пирожка для того, чтобы девочка дома могла угостить своих родных. Помните, мы с вами помогли девочке разделить пирожок на 4 равные части. Одну четвёртую часть она сама съела, и остальные три части оставались.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

– Вот и сказке конец, а кто слушал её и помог девочке выполнить все задания, молодец!

Молодцы, ребята, помогли вернуть девочке братца. За вашу помощь дочке отец с матерью дарят вам по платочку, чтобы вы могли нарисовать на нём красивый узор.

– А сейчас закройте глаза, хором назовите числа от 10 до 1. Откройте глаза. Вот мы и в группе.  

Рефлексия: Ребята, в какой сказке мы побывали? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым лёгким? Какое задание было самым интересным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? 

– Да, вы смогли выполнить все задания, потому что вы умеете делить овал на 4 равные части, считать до 10, делить группу любых предметов на части и сравнивать количество предметов в каждой части. А ещё вы были очень внимательными при постройке моста, сумели правильно находить блоки и выкладывать их строго по условиям строительства.  

Вы добрые и смелые дети. Я вас всех благодарю за прекрасное путешествие в сказку «Гуси-лебеди»!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ФЭМП «Математическое дерево»Дидактическое пособие по ФЭМП «Математическое дерево» Представляю Вашему вниманию дидактическое панно «Математическое дерево», предназначенное для детей от 3 до 6 лет. Данное пособие можно.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по сказке»Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по сказке» Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие по сказке». Программное содержание: • учить детей пересчету.

Конспект итогового занятия за по ФЭМП «Путешествие по сказке» в старшей логопедической группе 1 квартал Конспект итогового занятия за 1 квартал по ФЭМП в старшей логопедической группе №2. «Путешествие по сказке».Подготовила и провела.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключение ежика» Цель. Развивать у детей умение составлять логичный, эмоциональный, содержательный рассказ по картине. Задачи: 1. Закрепить умение составлять.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие матрешек в страну сказок»Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическое путешествие матрешек в страну сказок» .

Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.

Мастер-класс изготовления игры по ФЭМП «Математическое лото»Мастер-класс изготовления игры по ФЭМП «Математическое лото» Добрый день. Сегодня хочу предложить вам мастер класс по изготовлению своими руками игры по формированию элементарных математических представлений.

Математическое развлечение «Поможем Машеньке найти братца Иванушку» (по сказке «Гуси-лебеди») Цель: Доставить детям радость от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; проявлять находчивость,.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказке «Репка»Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказке «Репка» Занятие в средней группе по ФЭМП на тему: «Путешествие по сказке «Репка» ЦЕЛИ: 1. Образовательная Закрепить понятия о частях суток Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое приключение по сказке»
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 16:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое приключение по сказке»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД