Галина Григорьева
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое приключение по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Упражнять детей в умении применять элементарные математические представления в разных ситуациях, встречающихся в сказке «Гуси-лебеди».
Программное содержание.
Образовательные задачи.
1. Упражнять детей в умении делить множество на 2 части по заданному основанию, сравнивать количество элементов в каждой части множества на основе счёта.
2. Упражнять детей в умении считать до 10 в любом направлении.
3. Закрепить умение детей делить круг на 4 равные части, называть полученную часть («одна четвёртая», «четвёртая часть»).
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Математическое приключение по сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
4. Упражнять детей в умении видеть одновременно 3 свойства блоков (форму, величину, толщину, абстрагируясь от цвета.
5. Упражнять детей в умении называть числа в обратном порядке.
6. Закрепить представления об элементах чувашского орнамента.
Развивающие задачи.
1. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сериация, абстрагирование, классификация).
2. Развивать творческое отношение к выполнению заданий.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать интерес к математической деятельности.
2. Воспитывать интерес к сказкам.
Материал.
Демонстрационный материал : иллюстрация по сказке «Гуси-лебеди», 2 набора блоков Дьенеша, ткань голубого цвета («река-кисельные берега»)
Раздаточный материал : поднос, пирожки (4 круглой, 4 квадратной и 1 овальной формы, ножницы, палочки Кюизенера, шаблон сарафана с начатым узором из элементов чувашского орнамента, лист бумаги размером А5 с изображением яблони и корзины (на дереве 5 зелёных и 6 красных яблок); карандаш.
Ход проведения
– Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).
– А могли бы узнать сказку по иллюстрации?
(Показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди»).
– Кто помнит, как называется эта сказка? Давайте вместе вспомним, что же было в этой сказке?
– Жили-были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.
Доченька, – говорит мать, – мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась. Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой.
– А что же было дальше?
– Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
– Да, ребята, так и было! А сейчас представьте, что мы сами попали в эту сказку, и всё сами увидели своими глазами, почувствовали боль и страх сестрички за младшего братика. Помните: бросилась девочка догонять гусей.
мы вместе с ней! Что же мы увидели на своем пути?
– Печку!
– Что мы ей скажем?
– Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
– А печка испекла пирожков и сказала : «Съешь четвёртую часть моего ржаного пирожка, потом скажу. Не перепутай: ржаной пирожок круглой формы».
– Ребята, посмотрите, какие красивые, румяные, аппетитные пирожки на противне. А как мы узнаем, четвёртую часть какого именно пирожка нужно съесть девочке?
– Нужно найти пирожок круглой формы.
– Найдите ржаной пирожок круглой формы. Помогите девочке.
– Как девочка сможет определить, где четвёртая часть пирожка?
– Надо разделить пирожок на 4 равные части.
– Разделите пирожок на 4 равные части.
( В процессе деления воспитатель спрашивает: «Что сначала сделаете?», «Как будете складывать пополам?», «Сколько частей получилось?», «Как получить четыре части?». Напоминает, что при делении предмета на 4 равные части нужно сложить его 2 раза пополам, обращает внимание ребят на то, чтобы края пирожка при складывании совпадали со всех сторон).
– Сколько получилось частей?
– 4!
– Отрежьте четвёртую часть пирожка.
(Дети отрезают. Воспитатель обращает внимание детей на правила безопасности при использовании ножниц).
– Как по-другому можно назвать эту часть?
– Одна четвёртая.
– Да, вы разделили пирожок на 4 равные части и взяли только одну из четырёх частей. Поэтому и говорится «одна четвёртая».
– Помогли мы выполнить девочке задание печки, и сказала ей печка, куда Гуси-лебеди улетели.
– Бежит девочка, и мы вместе с ней бежим (дети встают из-за стола и бегут по кругу). Видит девочка: стоит яблонька. Решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли её братца. А яблонька ей в ответ: «Я скажу, если ты решишь мою задачу».
Делать нечего девочке. Придётся решить задачу. А мы-то тоже в этой сказке находимся. Поможем ей.
– «Вот моя задача, – говорит Яблоня. – Определи, каких яблок больше на моих ветках: зрелых или незрелых. Собери зрелые яблоки». Давайте сядем около яблоньки и спокойно решим её задачу.
(На листе размером А5 изображение яблони с зелёными и красными яблоками, внизу нарисована корзина.).
– Дети, как мы сможем помочь девочке выполнить задание Яблони?
– Надо все яблоки разделить на зрелых и незрелых, сосчитать их по отдельности и сравнить полученные числа.
– А чтобы нам не ошибиться, я предлагаю взять карандаш и объединить линией в одну группу спелые яблоки, в другую группу – неспелые.
(Дети выполняют задание. В процессе работы воспитатель спрашивает: «Какие яблоки ты объединяешь?», «Почему ты считаешь, что они уже созрели?», «На сколько частей разделили все яблоки на яблоне?», «Каких яблок оказалось больше?», «Почему?»)
– Дети, вы молодцы, помогли девочке разделить все яблоки на 2 части. В одной части оказались спелые яблоки, в другой части – неспелые. Поэтому легко справились и с определением большего количества яблок. Напомните ещё раз девочке, каких яблок оказалось больше: спелых или неспелых.
– Спелых яблок – 6, неспелых – 5. Число 6 больше 5-ти на 1. Значит, спелых яблок больше.
– А как же мы можем помочь девочке собрать спелые яблоки?
– Можно провести линии от спелых яблок к корзине.
– Давайте так и сделаем. Проведите линии от каждого спелого яблока к корзине.
– Побежала девочка дальше. И мы за ней бежим.
(Дети встают из-за стола и бегут по кругу).
– Встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Речка ей отвечает: «Гуси-лебеди улетели за речку, в лес. Но девочка не знает, как через неё перебраться. Давайте ей поможем!
(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)
– Из строительного материала здесь имеются только блоки. Давайте из них и построим мост. Чтобы он был прочным, нам надо найти все толстые блоки и расположить их так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по величине и форме блоков. Нас много, поэтому выстроим 2 моста.
Разделитесь на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.
(Дети делятся на команды. На ковре собирают мост из блоков через речку – ткань голубого цвета).
– Прежде чем перейти через речку, проверьте друг у друга мосты.
Молодцы, обе команды справились с заданием речки.
– Побежала девочка дальше по мостику. И мы за ней бежим.
(Дети бегут по кругу).
– Вокруг глухой, тёмный лес. Но мы, как и девочка, не боимся. Нам надо помочь девочке спасти своего братца. И вдруг…. Что же увидела девочка?
– Избушку!
– Да, стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
(Показ иллюстрации).
– В избушке старая баба-яга что-то вяжет. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда, помоги мне сарафан связать. Как свяжешь, так и отпущу. Баба-яга дала ей недовязанный сарафан, а сама ушла. Девочка вяжет, торопится, боится не успеть. Давайте мы ей поможем. Мы ей свяжем много красивых сарафанов. Украсим их чувашским орнаментом. Вдруг у бабы-яги растает злое сердце, и отпустит Иванушку с сестричкой.
Вот сарафан бабы-яги (шаблон с начатым узором из элементов чувашского орнамента, у каждого разный узор). А вот и цветные нити (палочки Кюизенера).
(Дети выкладывают на столах на шаблонах чувашский орнамент, согласно схеме. В процессе работы воспитатель спрашивает о названиях элементов коми орнамента).
– Ребята, вы такие красивые сарафаны связали, даже баба-яга подобрела и согласилась вернуть девочке братца.
– Девочка взяла братца и побежала. Через речку по нами построенному мостику. Пробегая около яблони, Яблоня ей дала корзину со спелыми яблоками, которые мы ей помогли собрать в корзину. Пробегая около печки, Печка ей дала оставшиеся три четвёртых пирожка для того, чтобы девочка дома могла угостить своих родных. Помните, мы с вами помогли девочке разделить пирожок на 4 равные части. Одну четвёртую часть она сама съела, и остальные три части оставались.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
– Вот и сказке конец, а кто слушал её и помог девочке выполнить все задания, молодец!
Молодцы, ребята, помогли вернуть девочке братца. За вашу помощь дочке отец с матерью дарят вам по платочку, чтобы вы могли нарисовать на нём красивый узор.
– А сейчас закройте глаза, хором назовите числа от 10 до 1. Откройте глаза. Вот мы и в группе.
Рефлексия: Ребята, в какой сказке мы побывали? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым лёгким? Какое задание было самым интересным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
– Да, вы смогли выполнить все задания, потому что вы умеете делить овал на 4 равные части, считать до 10, делить группу любых предметов на части и сравнивать количество предметов в каждой части. А ещё вы были очень внимательными при постройке моста, сумели правильно находить блоки и выкладывать их строго по условиям строительства.
Вы добрые и смелые дети. Я вас всех благодарю за прекрасное путешествие в сказку «Гуси-лебеди»!