Светлана Шилоносова
Конспект НОД по ФЭМП «Нарядим ёлку для лесных жителей» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП «Нарядим ёлку для лесных жителей» (старшая группа)
Цель: создать условия для детей старшего дошкольного возраста для усвоения счета в пределах 10.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в воспроизведении множества по образцу, в счете и отсчете предметов в пределах 10;
-упражнять детей в воспроизведении множеств по названному числу;
-продолжать учить детей видеть одно и то же число в группах из разных предметов (геометрических фигур);
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Нарядим ёлку для лесных жителей“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
-продолжать учить видеть, что число предметов в разных группах равно, упражняя в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета);
- продолжать закреплять знание геометрических фигур;
-совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимая смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди, перед, в центре, справа, слева)
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление;
-развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Оборудование: сундучок с ёлочными игрушками; интерактивная доска; мультимедийная игра «Кто и сколько спрятался за ёлкой» ;учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» по количеству детей; карточками с условными обозначениями – цвет по количеству детей; три обруча: синий, жёлтый, красный; три нарисованные ёлки.
Предварительная работа: кратковременный проект «Копилка добрых дел КОАПП»; Д. И «Подбери фигуру», «Угадай, что где находится», «Сложи узор» «Второй ряд», «Три обруча».
Методы :
Словесный, игровой, практический, наглядный.
Приёмы:
Использование дидактических пособий, мультимедийной игры, метод проектов, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу ;
создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, напоминание, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы, выполнение детьми практических заданий.
Активизация словаря:
сосчитать, вверху,внизу, рядом, слева, справа, поровну, одинаково, по 10, столько, сколько, столько же, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, в центре, посередине.
Ход НОД.
(Дети стоят полукругом перед воспитателем в групповой комнате.)
-Ребята, а какой праздник вы ждете?
-Новый год (ответы детей)
- А у нас есть елка?
-У нас и в группе есть елка, мы ее нарядили, и рядом с детским садом растут маленькие елочки, для нее мы делали новогодние игрушки (предполагаемые ответы детей)
- А где можно увидеть еще елки?
- Елки можно увидеть в лесу (ответы детей)
- А как вы думаете, ребята, животные, которые живут в лесу, ждут праздник?
- А кто же им будет наряжать елку?
-Дедушка Мороз, Снегурочка, мы (предполагаемые ответы детей)
-А вы, хотите им помочь и нарядить елку?
-Конечно, мы же активные помощники природе (предполагаемые ответы детей)
- Тогда нам пора собираться! Для этого надо взять с собой сундучок с новогодними игрушками, которые мы изготовили для украшения елочки в группе. Вы согласны?
- Согласны! (ответы детей)
-На чем мы можем отправиться в лес по заснеженным дорожкам?
-На коньках, на санках, на лыжах, пешком (ответы детей)
-Отличное предложение! Вы готовы отправиться в лес наряжать елку? (Мы готовы)Ну что, отправляемся?
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
(Пока идем, на интерактивной доске слайд с елочками) (сундучок с игрушками и блоками-Дьенеша оставляю под ёлкой у доски)
-Мне кажется, что мы на месте!. А как думаете вы? (Мы приехали в лес, стоят елки. -
(слайд-1)Сколько их?
-Три (ответы детей)
- Как вы догадались?
-Посчитали (ответы детей).
Саша, согласен, Даша, согласна…
Ребята, мне кажется, а за ёлками кто-то спрятался!
(слайд-2)
-Как вы думаете, кто спрятался за первой елкой (слайд-3)
- За первой елкой спрятались лисы (ответы детей).
-Все согласны?
-Как вы догадались, что за первой елкой спрятались лисы?
- Из-за дерева видны лисьи хвосты (ответы детей)
- сколько лис спряталось за елкой?
- За елкой спрятались три лисы (ответы детей)
- Как вы догадались?
- У каждой лисы— один хвост. Значит, у трех лис три хвоста (ответы детей)
-Ребята, все согласны с ответом, что за первой ёлкой три лисы? Проверим! (кликнуть мышкой на ёлку- из-за ёлки появляются на слайде появляются три лисы)
Так сколько лис? (Три). Чтобы проверить, подскажите, что надо сделать? (посчитать, сосчитать, пересчитать).
(предлагаю одному, двум детям сделать это)
-А кто же спрятался за второй ёлкой (слайд-4-5)
- За второй елкой спрятались волки (ответы детей)
-Как вы догадались?
- Из-за дерева видны волчьи хвосты (ответы детей)
- Сколько волков за елкой?
- За елкой спряталось пять волков (ответы детей)
- Как вы догадались?
- У каждого волка — один хвост. Значит, у пяти волков пять хвостов. (ответы детей)
- Все согласны с ответом, что за второй ёлкой спряталось пять волков? Проверим!. Смотрите! (кликнуть мышкой на ёлку- из-за ёлки появляются 5- волков- Слайд). Сколько Волков? Все согласны? Что нам надо сделать, чтобы проверить ответ? (Посчитать, пересчитать, сосчитать). Предлагаю одному, двум детям сделать это)
-А кто же спрятался за третьей ёлкой (слайд-6-7)
- За третьей елкой спрятались зайцы (ответы детей)
-Как вы догадались?
- Из-за дерева видны заячьи хвосты (ответы детей)
- сколько же их спряталось за елкой?
- За елкой спряталось два зайца (ответы детей)
- Как вы догадались?
- У каждого зайца— один хвост. Значит, у двух зайцев два хвоста (ответы детей)
- Все согласны с ответом, что за третьей ёлкой спряталось два зайца? Проверим! !
. Смотрите! (кликнуть мышкой на ёлку- из-за ёлки появляются 2- зайца-Слайд). Сколько зайцев? Все согласны? Что нам надо сделать, чтобы проверить ответ? (Посчитать, пересчитать, сосчитать). Предлагаю одному, двум детям сделать это).
Ребята, животные понимают, что мы их не обидим, собрались дружно все вместе.
Помогите мне узнать их количество? Что надо сделать?
-Сосчитать (ответы детей)
- Я попрошу Настю сосчитать, а вы внимательно слушайте и проверяйте?
-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
-Сколько всего на лесной полянке животных?
-На полянке всего 10 животных (ответ ребёнка).
-Василиса,ты согласна с ответом Насти?
-Правильно число 10 состоит из разных животных в нашем случае.
Ярослав прохлопай столько раз, сколько лис? Сколько раз хлопнул Ярослав? Почему ты хлопнул три раза? Потому что три лисы.
Лёва подпрыгни столько раз, сколько зайцев? (идентично лисам)
Сева, присядь столько раз, сколько столько лис? (идентично лисам)
-Теперь животные останутся ждать, а мы приготовим игрушки для их елок.
Открываем вместе. (Удивляемся) -Ведь в ней нет новогодних игрушек, в зимнем лесу произошло волшебство. Все новогодние игрушки превратились в коробки с геометрических фигур!
Чем теперь нам украшать ёлки? Как нам, ребята, выйти из этой ситуации?
(Ребята предлагают использовать для украшения елки геометрические фигуры)
- А у нас получится (Да, надо постараться). Если будем дружными и внимательными, у нас все получится.
-Ну что же берём каждый по коробке и занимаем места за столами.
-Вы, ребята, уже знакомы с логическими блоками Дьенеша, поэтому слушайте внимательно игровое задание!
-Положите в ряд столько геометрических фигур, сколько животных встретило нас в лесу. (Ребята работают за столами, педагог проверяет).
-Сколько геометрических фигур в ряду вы положили?
-Думают ребята все, а отвечать будет Даша. (Я положила 10 фигур).
-Лёша, согласен? Сколько фигур выложил Ты? (10).
-Ребята, у всех в ряду по 10 фигур? (Да).
-Объясните, а почему именно 10 фигур вы положили в ряд?
-Думают все. Настя будет отвечать. (Я положила 10 фигур, потому что животных тоже 10). С Настей согласны все?
-Следующее задание. Выложите нижний ряд так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и цвета. (дети самостоятельно выполняют задание на местах, контролирую выполнение задания и незаметно разлаживаю каждому ребёнку игровые карточки с условными обозначениями- цвет)
-Вижу, что многие закончили работу. Ребята, сколько же фигур у вас в нижнем ряду (обращаюсь ко всем, но спрашиваю одного)
-Скажи, Тиана сколько фигур у тебя в нижнем ряду?
-У меня 10 фигур (ответ ребёнка) (добиваюсь полного ответа: В нижнем ряду у меня всего 10 фигур.
-А,что можно сказать о количестве фигур в верхнем и нижнем ряду?
-Их поровну, по 10,одинаково (ответы детей)
-Молодцы! И ввернем,и в нижнем ряду геометрических фигур по 10!
-Значит верхний и нижний ряд ничем не отличается друг от друга, если в них по 10 фигур? (Они отличаются геометрическими фигурами, цветом, размером).
-Да, ребята, число 10 необязательно должно состоять из одинаковых фигур, одинаковых по цвету, форме и величине. И вы правильно сказали.
-А теперь сложите геометрические фигуры в коробки,и продолжим наш путь.
-Вы уже заметили, что у каждого из вас на столе лежит карточка с условным цветовым обозначением. Вы должны занять место в нужном для вас по цвету обруче!
(дети распределяются по командам согласно своим цветовым обозначениям занимая места в нужном им по цвету обруче).
-Итак, теперь проверьте –все ли правильно заняли места? Молодцы.
-Сколько команд у нас получилось?
-Три (ответы детей)
-А давайте их назовём! (подхожу к каждой команде, и проговариваем название каждой команды)
-Мы «команда синих фигур»-(предполагаемый ответ детей)
-Мы «команда жёлтых фигур»-(предполагаемый ответ детей)
-Мы «команда красных фигур»-(предполагаемый ответ детей)
-Даша, скажи,какая команда находится рядом с вами?
-Рядом с нашей командой находится «команда жёлтых фигур»(ответ ребёнка)
-Настя,слева или с права находится «команда жёлтых фигур»(обращаюсь к «команде синих фигур»)
-«команда жёлтых фигур»? находится справа (ответ ребёнка)
-Саша, а где находится ваша команда? (Наша команда между…синими. и красными, можно еще сказать в центре или середине).
-А где находится команда синих по отношению к вам (Команда синих находится слева от нас)
-Василиса, а где находится команда красных фигур по отношению к вам? Команда красных фигур находится справа от нас)
-Лёша, а какая команда находится радом с вашей командой? (рядом с нашей командой находится команда жёлтых фигур, а где она находится по отношению к вам (команда жёлтых находится справа от нас)
-Ребята, а как вы думаете,почему у нас именно три команды?
-Потому что нам нужно украсить три ёлки (ответ детей)
-А почему три ёлки?
-Потому что на полянке у животных три ёлки (ответы детей)
-Теперь каждая команда и будет наряжать елку. Перед каждой командой стоит стол, где находится елка и коробка с геометрическими фигурами. Украшать вы будете теми фигурами, свойства которой изображены на ваших карточках (цвет) На каждой елке должно быть только 10 фигур. Прежде чем украшать-подумайте и посоветуйтесь друг с другом. Дети работают в команде (наблюдаю за работой команд) .
-Ну что, я вижу все команды справились с поставленной задачей,все дружно украсили свою ёлку.
-Теперь каждая команда должна будет рассказать о свой елочке. А мы проверим, правильно ли выполнено задание!
-Начнём с команды «синих геометрических фигур» Подойдите команды жёлтых и красных фигур, все вместе проверим, как команда синих фигур справилась с заданием!
-Денис, расскажи о своей ёлке!
- Мы украсили елочку фигурами треугольной, круглой…. формой. Всего Фигур 10. Они синего цвета цвета. (ответы детей)
-Теперь все вместе подойдём к команде «Жёлтых фигур» ,проверим, как они справились с задачей!
-Ваня, расскажи о Вашей ёлке!
- Мы украсили елочку фигурами треугольной, круглой…. формой. Всего Фигур 10. Они жёлтого цвета. (ответы детей)
- А теперь выслушаем команду «красных фигур»
-Настя, расскажи о вашей ёлке!
- Мы украсили елочку фигурами треугольной, круглой…. формой. Всего Фигур 10. Они красного цвета. (ответы детей).
- Ребята, елочки у нас получились одинаковые?
- Игрушки отличаются цветом, формой.
- Но еще чем то они отличаются? Кто увидел еще отличие. (Фигуры по- разному расположены на елке. Одни висят на веточках, другие в ряду, просто по всей елочке, и внизу и вверху).
-Тогда может команда неправильно отсчитала нужное количество фигур? Давайте проверим? Команда красных проверяет команду синих, команда синих проверяет желтых, Желтые проверяют красных. .(Ребята убеждаются, что по 10-верно., как бы не расположили фигуры и в ряд, по кругу, на веточке –их число 10)
-Молодцы, каждая команда постаралась справиться с заданием!
-Ребята, как вы думаете, понравятся наши елки лесным жителям?
-Понравятся (ответы детей)
-А как их в лес доставить?
- Отправить посылку, отвести на санках (ответы детей)
-А хотите, я подскажу?
-Ребята, Новый год, это праздник волшебства, чудес! Я предлагаю произнести волшебные слова! Только их нужно сказать дружно, всем вместе!
Один, два, три- ёлочки на лесной опушке покажи (хлопаем в ладоши)
Четыре, пять- будем чудо в гости звать!
Шесть, семь, восемь, девять,десять -будем вместе мы на месте (шагаем к интерактивной доске)
(произносим волшебные слова и шагаем к интерактивной доске-на экране слайд -8).
Посмотрите, наши ёлочки уже в лесу, а лесные жители завели большой и дружный хоровод! А как вы думаете, чему они так рады? (Они будут встречать новый год с нарядными елками, а мы им помогли)
- А напомните, чем же мы наряжали елки?
-Мы наряжали геометрическими фигурами (ответы детей)
Это вы, здорово придумали, чтобы украсить елки геометрическими фигурами?
- А сколько елок мы нарядили вместе?
- Три елки (ответы детей)
-А сколько команд наряжали елки?
- Три команды.
- А сколько игрушек было на каждой елочке?
-На каждой елочке было 10 геометрических фигур. (ответы детей)
.-Ребята, каждый из вас постарался помочь нашим лесным жителям украсить к новогоднему празднику ёлки. Вы справились с этим заданием! Настя. К, Лёша, Денис замечательно выполнили трудное задание, отсчитывая нужное количество геометрических фигур.
- Даша, Даниил, Лева, Настя. П дружно работали в команде, наряжая елку.
-А какое задание было для вас трудным?
-Трудно было наряжать ёлку (предполагаемый ответ детей)
-Но, мы же справились с этим заданием? А почему?
-Потому что дружно работали в командах (ответ детей)
- Я не сомневалась, что мы обязательно поможем нарядить елки лесным жителям!
- А теперь нам пора возвращаться в группу нас ждет еще много интересных дел в подготовке к Новому году.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)