Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по ФЭМП «Цвет: голубой, жёлтый, красный» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить разбивать и собирать на группы предметы по цвету.
Задачи:
1. Учить разбивать множество на группы в соответствии с определёнными общими названиями: одежда, игрушки, мебель;
2. Учить разбивать множество на группы по цвету;
3. Учить ориентироваться на плоскости относительно себя;
4. Учить записывать указанные числа на числовых карточках;
5. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия, работать по предложенному плану;
6. Развивать внимание, память и коммуникативные умения.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Цвет: голубой, жёлтый, красный“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материал: счётные палочки, цветные карандаши, клеящий карандаш, ножницы, 4 большие коробки (одна коробка с изображением красной кляксы и 3 коробки с изображением ягод, фруктов и овощей, карточки разрезного лото с изображением овощей, ягод и фруктов.
Ход НОД.
1. Дидактическая игра «Наведём порядок в комнате». Форма работы: фронтальная.
А).Игра по известным правилам.
Детям предлагаются карточки разрезного лото с изображением ягод, фруктов и овощей (на двоих по одной карточке). Среди этих карточек 4-6, на которых изображены не овощи, не ягоды и не фрукты, но все объекты одного цвета. Это может быть: красная варежка, красный мяч, красное платье, красная лента, красный кувшин, красные ботинки.
У воспитателя три коробки: на одной изображено капуста (овощ, на другой-вишня (ягода, на третьей-капуста (овощ).
Воспитатель: -Ребята, предлагаю вам сейчас поиграть. Я-хозяйка дома, а вы-мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а в нашем доме-беспорядок. Посмотрите, что лежит у вас на столах. Посмотрите внимательно на карточки и возьмите те из них, на которых есть предметы, подходящие изображениям на коробках. Поднимите эти карточки вверх. Предлагаю вам сейчас навести порядок: сложим все предметы в нужные коробки.
Воспитатель просит детей рассмотреть карточку и подойти к нужной коробке, но в коробку сразу не класть карточку.
После того как все дети распределились на три команды, каждый из них показывает свою карточку и объясняет, почему он думает, что относится к данной команде. Остальные внимательно слушают, и при верном объяснении карточка кладётся в коробку.
Б).Затруднения в игре.
Среди детей оказывается 4-6 пар, которые не попадают ни в одну команду, так как у них на карточках не овощ, не ягода и не фрукт. Дети могут сами сказать, что они сомневаются в какую команду им встать. Если же ошибочно дети пытаются играть вместе с другими, то воспитатель спрашивает других детей о том, можно ли положит карточку в именно эту коробку. Воспитателю необходимо от детей услышать разъяснения, почему они не могут участвовать в игре «Собор урожая». Объяснение может быть следующим: на карточке-рисунок ленты, а это украшение, которое не является овощем, ягодой и фруктом. Эту карточку нельзя положить в одну из коробок.
В).Открытие новых умений и знаний. Формулирование темы и главной цели занятия.
После того как дети ответили на вопросы по поводу лишних картинок, воспитатель просит детей отыскать какой-нибудь общий признак имеющихся предметов. Если дети сразу затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, то воспитатель просит каждый предмет описать. Например: это красный мяч, маленький, это красные ботинки, большие и т. д. Воспитатель спрашивает детей, о том, какое слово всё время повторяется. (Красный, красные.) А что это означает? (У этих предметов одинаковый цвет.)
-Какой у них общий признак? (Цвет). Какая коробка нам нужна для хранения этих предметов? (Коробка, в которой можно хранить разные предметы одинакового цвета.) Воспитатель достаёт коробку с красной кляксой, дети складывают в неё свои карточки с изображением красной варежки, красного мяча и т. д., а затем добавляют карточки с изображением овощей, ягод и фруктов красного цвета.)
Воспитатель: -Что мы делали сегодня?
Дети: -Собирали предметы одинакового цвета.
2. Воспроизведение нового в типовой ситуации. (Первичное закрепление, развитие умений. )
А).Игра по новым правилам. Форма работы: фронтальная.
Воспитатель перед детьми ставит коробку с изображением красной карточки и просит положить в неё карточки всех предметов красного цвета. В первую очередь в данную коробку складывают карточки те дети, которые раньше не могли принять участие в общей игре, а затем из других коробок перекладываются карточки с изображением ягод, овощей и фруктов красного цвета.
Б).Задание №1. Форма работы: фронтальная.
Работа строится в соответствии с заданиями. Открываем на закладке книжку.
Воспитатель: -Ребята, расскажите, что на рисунке вы видите. (Одежду, мебель, игрушки.)
-К этому рисунку придумайте вопросы со словом «сколько». (Сколько здесь предметов одежды, предметов мебели, игрушек.)
-Назовите, отсчитайте и зачеркните по одному предметы одежды, выложите счётные палочки, поставьте точки на числовой карточке рядом с изображением одежды.
-Самостоятельно посчитайте число игрушек, изображающих зверей. Расскажите, что у вас получилось.
-Самостоятельно, сосчитайте число предметов мебели. Расскажите, что у вас получилось.
В).Задание №2.
Воспитатель проводит работу со всеми детьми (фронтальная работа).
-Ребята, пожалуйста, поднимите правую руку и положите её на правую страницу своей тетради. На этой странице рассмотрите рисунки. Что общего у предметов на каждой рисунке? (Цвет.)
Форма работы: по вариантам в парах.
Воспитатель сообщает детям, что они сейчас будут работать в парах. Данная работа потребует от детей следующей последовательности действий:
-Внимательно слушать задание;
-Советоваться друг с другом, какой дать ответ;
-По просьбе воспитателя из пары кто-то один отвечает на поставленный вопрос, а другой его внимательно слушает;
-Если необходимо, воспитатель предлагает второму ребёнку в паре уточнить ответ;
-Воспитатель спрашивает остальных детей, согласны ли они с предложенным ответом.
С этим заданием опрашиваются 3-4 пары детей. Воспитатель контролирует процесс работы в парах (высказывает просьбы, даёт разъяснения и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, выберите любой из рисунков, какой нравиться вам больше всего. Посчитайте, число предметов на рисунке, отметьте столько же точек на числовой карточке. Расскажите, что у вас получилось. У кого такое же число получилось? У кого получилось другое число? Предлагаю всем вместе проверить ответ, с помощью счётных палочек. Будем зачёркивать предметы на рисунке карандашом другого цвета.
3. Тренировочные упражнения.
Задание №3. Повторить название геометрических фигур, учить ориентироваться на плоскости относительно самого себя как центрального объекта. При этом использовать слова «верхний левый угол», «верхний правый угол», «центр (середин)» и т. д.
Форма работы: в малых группах.
Воспитатель сообщает детям, что они сейчас будут работать в парах. Данная работа потребует от детей следующей последовательности действий:
-Внимательно слушать задание;
-Выполнять его, помогая друг другу;
-Один из группы по просьбе воспитателя отвечает на поставленный вопрос, а окружающие его внимательно слушают;
-Если необходимо, то воспитатель предлагает другому ребёнку из группы уточнить ответ.
Предложенное задание не требует того, чтобы дети сидели за рабочим столом, они могут выполнять его стоя, передвигаясь по комнате свободно. \
Воспитатель: -Ребята, мы в комнате навели порядок, разложив предметы по коробкам. Теперь я предлагаю вам постелить в этой комнате на полу коврик, на котором потом можно было играть. Нам следует сделать такой же коврик, как и на рисунке в книге. Посмотрите на этот коврик и скажите какие фигуры его украшают, как они расположены?
Воспитатель: -Найдите на рисунке слева подходящие геометрические фигуры и обведите их. Договоритесь, кто какую фигуру вырезает.
Дети, помогая друг другу, вырезают фигуры и показывают их, поднимая вверх.
Воспитатель: - Возьмите одну тетрадь, в которой вы будете работать. Наклеиваете фигуры так, чтобы получился такой же коврик, как на рисунке.
Дети выполняют работу, после чего сравнивают её с работами других ребят. Если найдена ошибка, то её дети называют.
4. Итог занятия. Форма работы: фронтальная.
Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вы нового узнали? Что понравилось больше всего?