Воронкова Алёна Дмитриевна
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы «Скворечники»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №226»
для детей средней группы (4-5 лет)
по Л. Г. Петерсон
«Скворечники для скворцов» (итоговое)
Подготовила: Воронкова Алена Дмитриевна,
воспитатель
Ярославль,
2020
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
по теме: «Скворечники для скворцов»
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы „Скворечники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Перелетные птицы
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Программное содержание:
Интеграция образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: продолжить сравнивать группы из 5 предметов по длине; закрепить и проконтролировать усвоенность правил, как получить из квадрата треугольник и прямоугольник в решении проблемной задачи (сделать скворечник из имеющихся 3 квадратов)
Задачи:
Образовательные:
- Повторить названия перелетных птиц (отгадывание загадок, просмотр иллюстраций, слушание голосов).
- Сравнить предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами «самый длинный», «самый короткий».
-Продолжать упражнять в счете до 5.
- Обозначить предмет по счету вне зависимости от количества (первый, пятый).
- Закрепить правила: как получить прямоугольник из квадрата, треугольник из квадрата
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас через решение проблемных ситуаций.
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
3. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, пространственную ориентацию.
Воспитательные:
1. Прививать любовь к природе, вызвать чувство сопереживания птицам родного края.
2. Формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Продолжить формировать положительный опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) .
Методы и приемы:
- познавательно- исследовательский метод ( выявление по длине: самого длинного и самого короткого предмета.
- эвристический метод (применение ранее полученных знаний в новых условиях).
- Проблемный метод. Метод проблемного изложения материала. (какая палочка самая длинная? и т. д.)
Приемы:
- наглядные (показ презентации и иллюстраций);
- словесные (указания, пояснения, вопросы);
- практические (работа с палочками разной длины; геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник; вырезывание нужной фигуры из квадрата)
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• презентация с изображениями перелетных птиц Ярославской области: цапля, скворец, журавль, грач, ласточка, их голосами; изображением скворечника;
• иллюстрации этих птиц, скворечника;
• аппликация дерева на ватмане.
Раздаточный материал:
• по 5 палочек разного цвета и длины из набора счетного материала;
• набор из пластиковых геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник.
• клей-карандаш, ножницы, двусторонний скотч, 3 одинаковых квадрата из цветной бумаги, шаблон из картона для наклеивания;
изображение скворца на картоне.
Краткая аннотация к работе: сценарий НОД составлен в технологии «Ситуация открытия нового знания», итоговый, и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Предварительно были проведены НОД по ФЭМП : получение из квадрата прямоугольника («Пирамидки»); получение из квадрата треугольника («Домики для сказочных поросят»); по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, чем хотите сегодня заняться? (ответы детей)
-А хотите поиграть?
- Давайте для начала отгадаем загадку:
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают.
А когда тепло весной,
Прилетают в край родной.
(Перелетные птицы)
-Молодцы, догадались. С нами прилетели поиграть 5 веселых перелетных птичек нашего ярославского края. Вы их узнали? (воспитатель показывает иллюстрации птиц, дети узнают (актуализация ранее полученных знаний)
-Они приготовили для нас испытания, в конце которых нас ждет послание для нас на память. А чтобы их пройти, надо попасть в Птичью страну. Вы готовы? давайте закроем глазки, помашем руками, обернемся 3 раза и скажем слова:
Я лечу, лечу, лечу,
К птичкам попасть хочу
2. Игровая деятельность
-Открывайте глаза, присаживайтесь на стулья, давайте познакомимся поближе с нашими гостьями.
Звучит песня «Грачи прилетели» ( слова: М. Матусовский, музыка: И. Дунаевский, показывается презентация.
-Первое задание: надо отгадать загадки (1 слайд)
Дети отвечают на загадки о перелетных птицах родного края (Ярославской области) : цапля, скворец, грач, ласточка, журавль.
-Молодцы! Вы были очень внимательны.
-Второе задание: отгадать по голосу
Слушают голоса каждой птицы (2 слайд)
-Отлично! Такое сложное задание, и вы справились!
-3 задание: надо наших птичек – палочек поставить по росту: от короткой к самой длинной.
Дети проходят к столу, выставляют палочки из набора раздаточного материала из 5 штук разной высоты и цвета, сравнивают, у всех ли верно; кто справился быстрее, получает еще 2 палочки и выставляет их по высоте (принцип мини-макса); отвечают на вопросы, какая первая, вторая, и т. д.
-Умники!
-4 задание: Садитесь на стульчики. Вот послушайте, как же живется птицам ранней весной (3, 4 слайд).
Птицы возвращаются в наши края ранней весной, когда нет корма для них, негде высиживать птенцов. Человек должен им помочь, чтобы лес снова ожил птичьими голосами. Ведь это так красиво.
А задание от наших птиц вот какое: надо построить скворечник из геометрических фигур. Справитесь?
Дети идут к столу, выстраивают из пластиковых геометрических фигур скворечник : крыша – треугольник, квадрат – домик, прямоугольник – доска для крепления.
-Молодцы! Все отлично справились!
- Садитесь на стулья. Последнее пятое задание самое сложное, поэтому давайте сначала отдохнем, сделаем гимнастику:
Мы построили скворечник-
Для весёлого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Чёрненькие пёрышки.
Руки на коленях, попеременно движения кулачок - ладонь
Руки складываются «крышей» над головой
Попеременно кулачок стучит в ладонь
Соединяем пальцы с большим по очереди на одной и другой руке
-Хорошо. Наконец, последнее 5 задание. Теперь наши птицы предлагают нам сделать скворечники и повесить их вот на это дерево (демонстрируется аппликация дерева без листьев на ватмане). У них готова форма из картона, а из деталей у них есть всего 3 квадрата. Ребята, сможем мы справиться (да) А почему? (Мы знаем, из каких частей состоит скворечник, как сделать треугольник и прямоугольник из квадрата).
Дети проговаривают правило: Чтобы сделать из квадрата прямоугольник, надо квадрат сложить пополам. Чтобы сделать из квадрата треугольник, надо квадрат сложить по диагонали.
- Отлично! Присаживайтесь за столы. Сели прямо, ноги вместе.
Проводится инструктаж по безопасности работы с ножницами.
-Перед вами есть все необходимое. А к тем, кто закончит, прилетят наши птицы – скворцы. Скворечники мы повесим на наше дерево с помощью двустороннего скотча. Я помогу выбрать место.
Звучит песня «Грачи прилетели» ( слова: М. Матусовский, музыка: И. Дунаевский). Дети выполняют аппликацию на шаблон скворечника из картона прикрепляют на дерево.
-Отлично! Как здорово получилось! Нашим скворцам будет здесь уютно. Посмотрите, за деревом появилось послание для нас (правила получения прямоугольника и треугольника из квадрата, чтобы мы не забыли правила! Мы их возьмем в группу. Наши гостьи надеются, что вы не забудете, как строить и вешать скворечник, что его ни в коем случае нельзя прибивать к дереву, так как это ему повредит, лучше прикрутить проволокой. Давайте прощаться с нашими гостями, им пора в свои гнезда, скоро там появятся птенцы! (дети прощаются с птицами)
-А мы возвращаемся с вами в группу.
3. Рефлексия.
Дети проходят к коврику с мольбертом.
- Ребята - Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Смогли ли вы сделать скворечник?
Дети говорят о том, что они смогли сделать скворечники, потому что знают правила: чтобы сделать треугольник из квадрата, его надо разделить по диагонали, а чтобы сделать прямоугольник, надо сложить квадрат по диагонали (показывают схему – послание и проговаривают) У нас осталось правило – послание.
-У всех получились скворечники? Что вам больше понравилось? Кому еще надо потренироваться? Давайте оценим каждый сам свою работу сегодня: поставим смайлик у кого все получилось – на первую ступеньку, кому надо еще потренироваться – на вторую ступеньку!
-Молодцы! Отлично поработали!
Список использованных материалов:
1. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Учебное пособие. И. А. Помораева, В. А. Позина. «Мозаика-синтез». 2014 г. с. 39-40
2. https://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-ptica/
3. https://chudesenka.ru/load/3-1-0-120
4. https://studopedia.ru/20_10948_palchikovaya-gimnastika.html
https://zvukipro.com/ptici/476-zvuki-skvorcov.html