ЕЛЕНА СТЕПНОВА
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Как Машенька братца спасла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять представление о сложении и вычитании чисел в пределах 5. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Задачи:
Образовательные – закрепить
-прямой и обратный счет в пределах 10;
-состав числа 5 из двух меньших чисел;
-сравнение чисел на наглядной основе, неравенство чисел,
- умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Как Машенька братца спасла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
-представление о линиях : прямой, кривой, ломаной; группировать предметы по цвету, форме и размеру.
Воспитательные – воспитывать у детей умение слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.
Развивающие – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Демонстрационный материал : пирожки 5 штук (разные по цвету,форме и размеру); плакаты: "Яблоня", "Печка", "Речка", "Дорожки"; таблица на состав числа 5 ("Домик")
Раздаточный материал : цифры-карточки, таблицы на сложение и вычитание; на состав числа 5 («Домики", яблочки; листы в клетку, карандаш.
Методические приемы: игровое упражнение, отгадывание загадки, показ, вопросы, пояснение, разъяснение, указание, инструкция для выполнения самостоятельного упражнения, контроль и оценка.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка. Вы узнаете ее название, если отгадаете загадку:
Помогла им яблонька,
Помогла им печка,
Помогла им голубая речка.
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали.
Что же это за сказка?
( Дети догадываются: это сказка "Гуси-лебеди").
Воспитатель: Вы правильно догадались. Начинаем наше путешествие. Собрались как-то отец с матерью на базар и наказывают дочери: " Не ходи со двора, береги братца". А девочка побежала к подружкам, заигралась, загулялась и забыла про братца. Налетели гуси-лебеди и унесли братца. Скажите, сколько гусей было? А поможет нам в этом задачка в стихах:
Три гуся летят над нами,
Два гуся под облаками,
Посчитай поскорей,
Сколько было всех гусей?
( Ответ: пять).
Воспитатель: Ответ верный. А теперь давайте тихо пройдем на свои места и сядем. Прибежала девочка домой, посмотрела- нет братца. Увидела вдалеке гусей, догадалась, что это они унесли ее братца, побежала их догонять. Бежала, бежала девочка и увидела. печку. О чем спросила Машенька печку?
Ребенок: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель: а печка ответила: "Скажу, только выполни мою просьбу: реши мою задачку". Дети, давайте поможем Машеньке выполнить просьбу печки.
Посадили быстро в печь
Пирожки для Маши печь:
Три- с картошкой, два- с повидлом,
Если сможешь, помоги-
Сосчитай все пироги!
Сколько пирожков в печке?
Дети: в печке пять пирожков.
Воспитатель: а теперь давайте выложим это решение с помощью цифр на своих столах. (Дети выкладывают 3+2=5)
Ребята, давайте вспомним, как можно составить число пять?
(Выставляю таблицу-домик на состав числа 5)
Дети: 5 это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
Воспитатель: а теперь правильно впишите цифры в своих домиках.
(Дети работают на своих местах).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем пирожки отличаются друг от друга?
Дети: Цветом.
Воспитатель: Докажи!
Ребенок: Одни пирожки коричневые, другие-желтые.
Воспитатель: Еще чем отличаются?
Ребенок: Формой. Одни-круглые, другие-овальные. Размером. Одни- большие, другие-маленькие.
Воспитатель: Отлично! И показала печка дорогу Машеньке. (показываю плакат с яблоней и висящими на ней яблоками). Машенька побежала дальше и увидела яблоню.
Пальчиковая гимнастика:
У дороги яблонька стоит,
На ветке яблочко висит,
Сильно ветку я потряс,
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь-
Ах, какой приятный вкус!
Машенька спросила яблоню : Скажи, куда гуси-лебеди полетели? Сосчитайте сначала мои яблочки и решите задачу, -тогда скажу. Дети, поможем Машеньке? На яблоне висело 4 яблока, подул ветер, и три яблока упало на землю. Сколько яблок осталось на яблоне?
Дети: На яблоне осталось одно яблоко.
Воспитатель: а теперь давайте выложим это решение с помощью цифр на своих столах. (Дети выкладывают 4-3=1).
"Спасибо, дети!"-говорит вам яблоня. Покажет она дорогу Машеньке, но для этого вы должны выполнить следующее задание. Тихо идем на ковер, встаем в круг. (задание с тучкой-назвать соседей чисел). Молодцы! А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка: По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
На свои места пойдем.
Побежала Машенька дальше и вдруг видит-речка (Показываю плакат с изображением речки). Что Машенька спросила у речки?
Ребенок: Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель: Покажет речка, куда гуси-лебеди полетели, только прежде мы должны выполнить еще одно задание. У вас у каждого лежит на столе яблоко. Подумайте, какой между цифрами поставите знак и правильно повесьте яблоко на яблоню. (Каждый читает свое выражение и вешает яблоко). Молодцы! И речка показала Машеньке, куда гуси-лебеди полетели. Отправилась Маша дальше, встретила на своем пути ежика. Ежик показал путь до избушки Бабы Яги. ( Показываю плакат с линиями: прямая, кривая, ломаная.) Расскажите, по какой дорожке Маша пойдет сначала?
Ребенок: Сначала Маша пойдет по прямой дорожке.
Воспитатель: а потом?
Ребенок: Затем по кривой и ломаной. Дошла Маша до избушки Бабы Яги. Ребята, вам предстоит догадаться, какая у нее была избушка.? (Показываю плакат с изображенными на нем несколькими избушками, одна -отсутствует. Дети догадываются, какой избушки не хватает).
Воспитатель: Молодцы! Быстро отыскали избушку. Вот только Баба Яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок. Но мы можем помочь Машеньке, если нарисуем волшебный ключ. Согласны? (Дети берут листочки в клетку и простой карандаш)
Графический диктант
Поставьте карандаш на точку. А теперь рисуем: одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, три клеточки вниз, 2 клеточки вправо,1клеточку вверх, 1клеточку влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку влево, 1 клеточку вверх, 1 клеточку влево, одну клеточку вниз, 1 клеточку влево.
Молодцы! Справились с заданием. Открылся замок секретный. Вошла Машенька в избушку, увидела братца, подхватила на руки и домой побежала. А тут и отец с матушкой вернулись с базара. Привезли Машеньке платочек, Ванечке- букварь, а нашим ребятам за старание-звездочки!