Юлия Дмитриева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями «сложение» и «вычитание», учить формулировать арифметические действия;
- упражнять детей в составлении задач по картинкам; учить выделять числовые данные задачи, различать вопросы: сколько стало? и сколько осталось?
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- продолжать упражнять в наборе определенной суммы с помощью монет;
- закрепить знания и представления детей о дорожных знаках.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку и в отсчете клеток;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать организованность; стимулировать желание помогать друг другу;
- учить работать в парах.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Картинки: 5 легковых машин; карточки: условие, вопрос, целый круг и 2 половинки круга; карточки с цифрами и арифметическими знаками; карточки с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Гостиница», «Пункт питания», «Движение без остановки запрещено», «Проезд запрещен»; картинки «Числовые домики»; «чеки».
Раздаточный материал. Листы для математического диктанта; наборы с цифрами и арифметическими знаками; картонные модели монет разного достоинства (рубли); карточки с цифрами.
Содержание:
I. Вводная часть
Математическая разминка (стоя на коврике)
• кого больше в группе детей или мальчиков?
• кого меньше девочек или детей?
• чего меньше игрушек или кукол?
• чего в группе больше столов или мебели?
• чего меньше тарелок или посуды?
• чего больше на дорогах легковых машин или наземного транспорта?
• Чего больше легковых машин или легковых машин белого цвета?
1. Графический диктант по клеточкам «Автомобиль»
О чём пойдет речь на сегодняшнем занятии, вы узнаете, выполнив графический диктант.
-Что необходимо сделать, чтобы рисунок получился? (слушать внимательно; двигаться в заданном направлении)
- С чего мы обычно начинаем рисунок? (с начальной точки)
Приготовьтесь, слушаем внимательно :
- 4 клетки вправо - 2 клетки влево
- 2 клетки вверх - 1 клетка вниз
- 8 клеток вправо - 6 клеток влево
- 2 клетки вниз - 1 клетка вверх
- 3 клетки вправо - 2 клетки влево
- 3 клетки вниз - 1 клетка вниз
- 2 клетки влево - 3 клетки влево
- 1 клетка вверх - 3 клетки вверх
- Что получилось? Проверьте.
(сравнивают с образцом)
Каких деталей не хватает? Дорисуйте их! (Самостоятельная работа детей.)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите этот рисунок? (транспорт, дорога, дорожные знаки, машины, путешествие, правила дорожного движения)
- Молодцы. Вот именно обо всём этом пойдет речь на занятии.
II. Основная часть
3. Игровое упражнение «Составим задачу»
И задачи у нас будут про транспорт.
Давайте вспомним, из чего состоит задача? (задача состоит из условия, вопроса)
- Что такое условие в задаче? (То, что известно; что мы знаем) – показ «прямоугольника с окошечками»
- Что такое вопрос задачи? (Это то, что нужно узнать) – показ карточки с знаком вопроса
Сегодня мы будем учиться продолжать составлять задачи по картинкам,
и предлагаю рассмотреть картинку:
• 4 машины на стоянке, приезжает еще одна
- Сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить.
- Посмотрите, сколько машин на стоянке («На стоянке 4 машины»)
На стоянку приехала еще 1 машина. Составьте задачу про то, что я сделала.
Вызванный ребенок рассказывает задачу.
- Что мы знаем?
Сколько было машин?
Сколько машин я добавила?
Да, это мы знаем, это условие задачи.
Чего мы не знаем?
Верно, мы не знаем, сколько всего машин стало на стоянке, это вопрос задачи.
- Если в вопросе задачи есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (Надо поставить знак «+»)
-Как называется арифметическое действие со знаком «+»? (Арифметическое действие со знаком «+» называется «сложение»)
Что означает сложение? (прибавление, увеличение количества)
В каких случаях выполняется сложение? (кто-то пришел, приехал, добавился)
Когда вы выполняете сложение, предметов становится больше или меньше?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
( Если дети скажут: «Надо сосчитать все машины», воспитатель не соглашается с ними. «Мы знаем, сколько было машин, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать»)
- Больше или меньше стало машин после того, как я добавила еще 1 машину?
Правильно, машин стало больше.
Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7.
Можно теперь ответить на вопрос задачи?
Кто ответит на вопрос задачи?
Так что же мы сделали, чтобы решить задачу?
- Теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить.
Решим еще 1 задачу.
• 4 машины на стоянке, 1 уезжает
* обсуждение:
- Какое условие в задаче?
- Какой вопрос в задаче?
- Что известно из условия задачи?
- Что неизвестно в задаче?
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (Надо поставить знак «-»)
- Как называется арифметическое действие со знаком «-»? (Арифметическое действие со знаком «-» называется «вычитание».) что значит вычитаение? (убавление, уменьшение?
в каких случаях выполняется вычитание?
когда вы выполняете вычитание, предметов, их становится больше или меньше?
- Как решить задачу, чтобы найти неизвестное?
* один из детей зарисовывает решение задачи, обозначая целое и его части:
вставляет данные из условия в квадраты:
расставляет арифметические знаки между цифрами в клетках:
*дети повторяют задачу целиком
*записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков
* читают запись решения задачи
*отвечают на вопрос задачи
* обосновывают решение: как проверить правильно ли мы решили данную задачу? (можно пересчитать)
Вывод: от правильного выбора действия зависит правильность решения задачи и результат.
***
- Составьте арифметическую задачу со словами «было» и «сколько стало». Работать вы будете в парах.
(проверка)
4. Физкультминутка «Изобрази движение»
- Что помогает регулировать дорожное движение?
- Какие дорожные знаки помогают переходить дорогу? (Переход, подземный переход.)
/знаки вывешиваются на доске/
- Что означает этот знак? /шагают на месте/
О чем говорит этот дорожный знак? (автобусная остановка) (сидят ждут автобус)
-Как вы думайте, что обозначают эти знаки? (гостиница) - /дети изображают, что спят/
(пункт питания) - /изображают, что они едят/
знак "Стоп" -/стоят/
- Давайте проверим, какие вы внимательные : если я покажу знак, вы изображаете, что он означает.
/звучит аудиозапись весёлой музыки, дети выполняют движения/
5. Игровое упражнение «Расставь пропущенные номера домов»
- В городе много разных домов. Но нет номеров некоторых квартир.
- Надо найти нужную карточку с цифрой и поставить её на место.
Дети выполняют задание. Воспитатель задаёт вопросы
- И с эти заданием вы справились. Но нам надо спешить!
6. Игровое упражнение «Заправь машину» (дифференцированные задания)
- Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад. но машина почему – то не заводится. Что же случилось? (ответы детей)
Да, в топливном баке закончился бензин. Едем на заправку.
Еще я вам предлагаю купить кофе и кекс
- Как узнать стоимость бензина, кофе и кекса? (по цене на ценнике)
- Сколько стоит бензин? (9 рублей)
- Сколько стоит кофе? (7 рублей) А кекс? (5 рублей)
Купить бензин, кофе и кекс можно через автомат, который принимает только монеты достоинством 1, 2 и 5 рублей.
/ дети работают по рядам: 1 – покупают бензин, 2 - кофе, 3 –кекс; проверка – в
парах/
III. Заключительная часть
- О каких арифметических действиях вы сегодня узнали?
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?