Виктория Угренева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Страна Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Страна Математика»
Возраст: старший дошкольный возраст
Продолжительность занятия: 30 минут
Место занятия в программе работы и его тип: открытое итоговое занятие для учителей начальных классов
Цель: закрепление пройденного ранее материала по разделу программы ФЭМП, воспитание интереса к математическим знаниям.
Программные задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
1. Уточнить знания о прямом и обратном счете, месте числа в числовом ряду.
2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах, умение анализировать образец.
3. Совершенствовать ориентацию в пространстве письменного листа.
4. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом, продолжать учить использовать математические знаки при сравнении групп предметов.
Развивающие:
1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, логического мышления, любознательность.
2. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
3. Активизировать словарь детей.
4. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, усидчивость.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математикой.
Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Оборудование и материалы:
демонстрационный – схема дома из геометрических фигур; конверты с заданиями: 6 конвертов (красный, коричневый, фиолетовый, желтый, а самый большой конверт наполнен медалями по количеству детей); крупные цифры от 1 до 10 (с обратной стороны буквы - МАТЕМАТИКА);
раздаточный – наборы геометрических фигур; простые карандаши, лист бумаги в клеточку для графического диктанта; наборы математических знаков,, , карточки с изображением различных предметов (разных по количеству, смайлики для самооценки.
Методические приемы:
• наглядные (использование наглядного материала);
• словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей);
• игровые (игра, сюрпризный момент);
• поощрение;
• практическая деятельность (решение познавательных задач, анализ образца, графический диктант);
• индивидуальный подход;
• анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики. И еще 6 конвертов. Вам интересно, что написано в письме?
Дети: Да!
СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам королева Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве!
Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
С любовью, королева Математика…»
Воспитатель: А в других конвертах задания, которое нужно выполнить, чтобы помочь Королеве Математике! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?
Но это совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Королева Математика.
2. Математическая разминка
- Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы.
(Дети отвечают на вопросы, прикрепляя к доске цифру, соответствующую ответу)
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Три зайчика и пять ежат ходят вместе в детский сад. Посчитать вас попрошу, сколько малышей в саду? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
(В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами)
Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку (выходит ребенок и выкладывает числовой ряд).
- А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
3. Основная часть
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Хулиган разрушил дом Царицы, который состоит из геометрических фигур. Царица Математики прислала нам схему, по которой мы должны восстановить её дом в математическом царстве. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит дом».
Дети: «Из квадратов, треугольников, прямоугольников…».
Задание «Построй дом из геометрических фигур»
Дети собирают дома из геометрических фигур по схеме. Усложнить задание можно, добавив геометрические фигуры других цветов, из которых необходимо будет выбрать фигуры схожие по цвету (исходя из образца).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!».
Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположность названному понятию.
Длинный - короткий
Большой - маленький
Высокий - низкий
Широкий - узкий
Далеко - близко
Вверху - внизу
Справа - слева
Вперед – назад
Один - много
Снаружи – внутри
Быстро - медленно
Тяжелый - легкий
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да!
Задачи на сравнение, игра с математическими знаками
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое? В этом конверте у нас какие-то знаки. >,<,=, Что они обозначают?
Дети рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки.
Воспитатель: Нас ждет самое сложное испытание – научить двоечника и хулигана сравнивать предметы по количеству и выбирать соответствующий математический знак.
У детей на столе лежат карточки с заданиями и набор математических знаков. Задача детей сравнить количество предметов и подобрать правильный знак. Результат сравнения выразить в предложении (Например: четыре ёлочки меньше чем шесть ежат). Задание у каждого ребёнка индивидуальное.
Графический диктант:
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз – это ключ от знаний. Но так как знания никогда не даются даром, нужно постараться, чтобы его получить. Нужно нарисовать его по клеточкам – а в конверте лежит подсказка.
- Ребята, здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте листок бумаги, поставьте карандаш на красную точку.
Начинаем: 8 клеток – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз, 4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 3 клетки – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка – вверх, 1 клетка – влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки – вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.
Воспитатель: Посмотрите на свои работы, у всех получился ключик?
Дети: Да
Подведение итогов:
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Воспитатель: Чему мы сегодня научились на занятии? (Дети подводят итог занятия).
Воспитатель: У меня на столе есть смайлики, прошу каждого сейчас подойти и взять такой смайлик, который соответствует вашим успехам на занятии.
Входит младший воспитатель и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
(Педагог зачитывает детям письмо, в котором Королева Математика благодарит детей за оказанную помощь.)
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасные дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Детям вручаются медали и сладкие призы.