Приложение МААМ

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций

Марина Ревина
Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы

Информация из опыта работы

М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий район.

Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача воспитателя – сначала заинтересовать ребенка, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Публикация «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций» размещена в разделах

Все мы знаем, что детей легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. А ведь решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть.

Работая над опытом работы, изучив различную литературу по экологической тематике, я обратила внимание на такой прием, как выявление и разрешение экологических противоречий. В чем его суть? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младшего дошкольного возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи.

Есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют. Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы. Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить колючие иголки у ежа, это хорошо или плохо. И пришли к выводу: для ежика хорошо, ему будет удобно носить на спинке яблоки и грибы, его не обидят лиса и медведь. А нам, ребятам, не очень хорошо – ежа не погладишь, не возьмешь в руки, уколешься. Или, разгадывая загадку «Летом - серенький, зимой – беленький?» я, не просто сообщала детям, что к зиме шубка зайчика становиться белой, а акцентировала внимание детей- для чего так происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред.

В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе мы вкладываем определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждаем последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников.

Остановлюсь на некоторых играх, известные многим педагогам, и которые я применяю в работе с детьми младшей разновозрастной группы:

Игры на развитие чувственного восприятия:«На что похоже? (ассоциации по цвету, форме, размеру, «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?», «Узнай по описанию (по контуру) животное (овощи или фрукты)». Начинаю использовать при этом схемы, модели, символические рисунки.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира:«Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Дерево во все времена года», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов.

Игры по формированию основ экологического самосознания:«Что будет, если….», «Хорошо - плохо», «Один - хорошо, много- плохо», «Откуда пожар пришел?»,«Если бы я стал деревом, бабочкой, зайчиком» (ребята рассуждаюткого бы боялся зайчик, где бы жил и т. д.).

Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска: «Части - целое», «Да- нет», «Летает- не летает», «Собери животным корм на зиму» (в этой игре дети должны не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собирать).

Для поддержания интереса и вызова эмоционально- положительного отклика у малышей использую так же загадки, потешки, небольшие стихи, физминутки и пальчиковые игры.

Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с миром природы, важным условием её эффективности считаю связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др. Поэтому я даю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы природоведческого содержания, по организации взрослыми совместных наблюдений, игр на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад. Предлагаю практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка.

Кроме того, я советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена информация по темам «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», «Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное», «Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие. Была создана папка – передвижка «Животные – наши друзья», «Лекарственные растения», «Поиграем вместе», организована выставка книг природоведческого содержания. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).

Таким образом, я могу сделать вывод, что начиная формирование экологических знаний у детей с младшего дошкольного возраста, мы способствуем активизации словаря, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, повышению в будущем уровня экологической культуры, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Публикации по теме:

Формирование нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности Материалы моего выступления по защите дипломной работы. Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию.

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект НОД по формирование экологических представлений с помощью использования сказки «Путешествие в город чистоты» Цель: Формировать у детей осознанно – правильного отношения к растительному и животному миру и окружающей среде. Обучать детей беречь экологию.

Конспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданийКонспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданий Тема:"Волшебное путешествие в сказку" Цель: закрепление основных разделов программы: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве.

Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий» Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания,.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Для среднего дошкольного возраста Автор проекта: Воспитатель средней группы "Лягушата" Эргарт Людмила Федоровна Родители Интеграция образовательных.

Проект «Формирование у младших дошкольников элементарных представлений о книжной графике на примере иллюстраций Ю. Васнецова» 1. Введение Тема: Формирование у детей 2 младшей группы интереса и элементарных представлений о книжной графике на примере иллюстраций.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 09:34
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ревина (УИ 382516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД